Как можно избавиться от страха? Снять про него кино (с)

Сейчас модно считать, что кино как вид искусства устарело. В нём чаще видят аттракционы, но и они приедаются зрителям: сюжеты повторяются, актеры играют самих себя, а спецэффекты давно не удивляют. Поэтому актуализация классики видится совершено нормальным шагом. Можно рассказывать и показывать современным зрителям давно признанные проекты, то есть то, с чего все начиналось. Фестиваль независимого кино «Сандэнс» в этом году принес весть о том, что про классику можно и нужно рассказывать, разбирая её на фрагменты и анализируя каждое движение съемочной группы во главе с режиссером. Создатели документальных фильмов обратились к любимым лентам своего детства и представляют их публике с неожиданных сторон. Эта волна докатилась и до России. Сейчас в Москве проходит фестиваль «Американский кинематограф в лицах», организованный Музеем современного искусства «Гараж» и Центром документального кино.

Жанр
Документальный
Страна
США
Режиссер
Александр О. Филипп
Оператор
Роберт Мураторе
Композитор
Джон Хегел
Продюсер
Керри Дэйнан Рой, Феликс Гилл, Чад Хершбергер
В ролях
Гильермо дел Торо, Джейми Ли Кертис, Брет Истон Эллис, Дэнни Элфман, Ли Уоннелл др.
Премьера в РФ
20 июня 2017

Открылся он фильмом «78/52» о самой известной сцене в фильмографии Альфреда Хичкока, той самой, когда героиню Джанет Ли убивают в ванной. А на следующий день показали отреставрированный вариант самого фильма «Психо». Проект «78/52» - это буквально кино в кино, и сюжет строится на небольшом экскурсе в биографию Хичкока и демонстрирует непосвящённой публике самы знаковые моменты в его карьере. Это монологи приглашенных кинематографистов различных специальностей, которые с придыханием рассказывают, как впервые посмотрели «Психо» и как каждый пересмотр дарил им новые эмоции, ведь в этом фильме всегда находилось что-то новое и неожиданное.

Как известно, Альфред Хичкок снимал свои фильмы о вымышленном мире, где действуют понятные ему законы и нравственные наказания. «Психо» - это такое сосредоточение всего, чем классик хотел поделится с обществом. Он вывел в главные герои женщину, что для того времени было довольно смело. Вообще, надо сказать, благодаря этой картине родились основные принципы «пугательного» кино. До этого считалось, что все ужасы мира приходят от ученых, которые в очередной раз ошибались в подсчетах, и все летело в тартарары. Но Хичкок смоделировал ситуацию, когда все ужасы становятся гораздо ближе к зрителю: они могут прийти в жизнь обычного зрителя, повернувшего не туда на выходе из кинотеатра.

Выведя публику из зоны комфорта, Хичкок приберег еще несколько твистов в сюжете картины, а еще ввел обязательные правила при показах его фильмов в кино. Не опаздывать на сеанс, не рассказывать о финале картины и т.п. Ну, и, конечно, когда мы говорим о Хичкоке, мы все обязательно, и создатели документального фильма не стали исключением, вспоминаем о том, что он считается создателем эффекта внутреннего страха, когда зрители боятся, сами домысливая то, что даже не показывают на экране - это знаменитый саспенс. А ещё, из актуальнго. его приемами пользуются до сих пор, например, герои сериала «Игра престолов» умирают с не меньшей периодичностью, чем персонажи картин Хичкока.

Как и «Психо», документалка «78/52» снята в минималистичном монохромном варианте, не считая эпизодов из цветных картин Хичкока и интервью. И его, конечно, легко показывать профессионалам. Но вы вряд ли где-то еще увидите режиссера Гильермо дель Торрро, композитора Дэнни Эльфмана, сценариста «Пил» Ли Уоннела и актера Элайджу Вуда, которые, перематывая знаменитую сцену в душе, наперебой рассуждают о том, как это все было снято и продумано, что в романе Роберта Блоха, который лёг в основу «Психо», ей было уделено совсем немного места. Но для Хичкока она была ключевой, он снимал её, как отдельный фильм, потратив семь дней, насобирав около восьмидесяти планов и замиксовав это все 52 монтажными склейками. И в итоге «Психо» стал культовой вещью, которую рекомендуется посмотреть всем. Потому что в этом триллере кроется ключ к пониманию правил создания современного кинематографа. А «78/52» - это такой бонус, который открывает занавес туда, куда обычно попасть просто невозможно. В святая святых, где кинематографисты делятся самым сокровенным и вспоминают о том, как увидели впервые ту или иную картину.

Фестиваль будет идти до сентября, зрителей ждут встречи с фильмами Ричарда Линклейтера, Орсона Уэлса и Стэнли Кубрика, а также документальные фильмы о них. Расписание и билеты программы «Кино о кино» можно найти здесь.