Кинематографисты частенько используют прием перехода с больших экранов на телевидение. Когда продюсеры не дают бюджеты или истории оказываются слишком длинными и напичканными причинно-следственными связями, где нельзя убрать и сцены, чтобы публика смогла полностью прочувствовать и разобраться в истории. Так было с «Твин Пиксом» Дэвида Линча, который возвращается на ТВ в 2017 году, «Областями тьмы», где продолжает появляться Брэдли Купер, но уже на третьих ролях, «Особым мнением» и «Девушкой по вызову», которые продолжают продюсировать их создатели Стивен Спилберг и Стивен Содерберг. Роберт Родригес и вовсе открыл свой собственный телеканал, где крутит интересные лично ему шоу. Пока единственным долгожителем остается новая версия «От заката до рассвета» дожившая до 3 сезона. А компания «Marvel» провела настоящую экспансию: после своих успешных кинокартин они вернули на экран «Агентов Щита», действие которых происходит во время и между полнометражными картинами, и «Агента Картер», который рассказывает о зарождение организации «Щит». Так же, благодаря контракту с телеканалом «Netflix», им удалось перезапустить «Сорвиголову» и в скором времени там же появится «Джессика Джонс», еще одна героиня, о которой мало кто слышал.

А для «Amediateka» последний день октября выдался сверхнасыщенным. Сэм Рэйми вернул зрителям Эша, который пришел на телевизионные экраны мира в обнимку со зловещими мертвецами.

Предыстория. «Зловещие мертвецы»:

Трилогия «Зловещие мертвецы» создала троица единомышленников – Сэм Рэйми, Брюс Кэмпбелл, Роб Таперт. Как и многие другие кинематографисты, они познакомились в университете, в 1975 году. Организовали cтудию «Renaissance Pictures» и сняли короткометражку «В лесах», которая стала основой для «Зловещих мертвецов». После того, как стало понятно, что съемки затягиваются, многие актеры покинули съемочную площадку. Их заменили родственники режиссёра. Благо, нужно было показывать только отдельные части тела.

Несмотря на то, что проект получил довольно-таки жёсткий рейтинг - до 17 лет просмотр запрещен - и не добился результатов в прокате, его время и культ пришли. Сейчас «Зловещих мертвецов" можно посмотреть и по телевизору. Создатели показали своё детище на Каннском кинофестивале, где картину оценил Стивен Кинг и разрекламировал её, в том числе написав на «Зловещих мертвецов» положительную рецензию. С её помощью проект удалось успешно продать фильм в европейский прокат.

Успех картине обеспечило и собрание киноцитат. Подсобка создана в стиле «Техасской резни бензопилой», там же висит постер «У холмов есть глаза». Все это было использовано с единственной целью - показать, что троица создателей нового хоррора ценит и чтит работы своих коллег.

Главное же, что подарили «Зловещие мертвецы» киноиндустрии, вовсе не монстры и ужасы, а герой по имени Эш. Его имя стало нарицательным и определило дальнейшую карьеру Брюса Кэмпбелла как актёра. Циничный герой, который хоть и испытывает страх, но при этом умеет выживать и превыше всего ценит свою собственную шкуру. Такие объекты и раньше встречались в кино, но Рэйми сумел перезапустить образ, тем самым увековечив его и подарив поп-культуре очередную икону: от костюмов на Хэллоуин до написания диссертаций в киношколах. И просто, чтобы фанатом хорроров было кого боготворить.

«Зловещие мертвецы II»

На съемки сиквела Сэма Рэйми буквально уговорили продюсеры и журналисты. Бюджет был солидным, почти четыре миллиона долларов. Рэйми так впечатлился произведениями Говарда Лавкрафта, что назвал книгу мертвых «Некрономиконом» и ввел термин «дедайт» – те самые демоны, преследующие Эша. Т.к. Рэйми не смог договориться со студией о правах, то для введения ему пришлось перенять финальные сцены первой части, а чтобы сэкономить бюджет, из пяти героев он оставил в фильме только двоих.

Критики считают вторую часть пародией на классических «Зловещих мертвецов», и это неудивительно: вдохновлялся Рэйми уже больше комедиями, такими как шоу «The Three Stooges», и короткометражными работами своих друзей. Одной из отсылок к классике стала перчатка Фредди Крюгера, висевшая в подвале хижины. В этой же серии Эш лишается части своей руки и использует вместо нее бензопилу, что потом взял на вооружение Роберт Родригес в «Планете страха». Картина вышла в прокат с тем же взрослым рейтингом, что и оригинальный фильм. Но не смогла даже окупить свой бюджет.

«Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы»

В третьем фильм Сэм Рэйми, видимо, решил отомстить зрителям, которые не захотели нести деньги в кинотеатры в прошлый раз. Он стал таким кровожадным, что в первоначальном сценарии третьей части, который насчитывал всего чуть более 40 страниц, в одной из сцен Эш лишался глаза. А слова, которые он произносит перед тем, как взять «Некрономикон», похожи на те, которые используют герои оригинальной картины «День, когда остановилась Земля».

Бюджет «Армии тьмы» оказался баснословным для франшизы, около 13 миллионов долларов. Рейтинг наоборот в этот раз был немного снижен, но сборы в кинотеатрах снова не дали ощутимых результатов: «Зловещие мертвецы 3» не окупили и половины затрат.

У «Армии тьмы» существует как минимум две концовки. Альтернативная, когда Эш оказывается в постапокалиптическом будущем, и та, которая демонстрировалась в кинотеатрах: главный герой оказывается в супермаркете и убивает возникшую ниоткуда ведьму. Оба варианта потом вошли в различные переиздания трилогии.

По мотивам первых картин был создан театральный мюзикл, который пришелся по вкусу как зрителям, так и создателям франшизы. До сих пор пишутся комиксы об Эше, а до этого создавались настольные и видеоигры.

Телевизионное перерождение

Спустя 23 года после премьеры «Армии тьмы» на экраны мониторов «Amediateka» возвращает легенды – Эш и его ручные зловещие мертвецы. Первый сезон телепроекта состоит из 10 серий, а перед самым стартом производящий канал продлил сериал на второй сезон. Приятным бонусом стало и то, что проект можно услышать в двух озвучках, причем весь сезон целиком, а не только первую серию, в официальной и в версии Дмитрия «Гоблина» Пучкова.

Зрители возвращаются к Эшу, который так и остался работать в том самом супермаркете из финала «Армии тьмы». Правда герой постарел и уже не так быстр, смел и силен, как это было двадцать лет назад. Живет он в передвижном трейлере и волею случая дедайты вновь приходят на землю. А значит Эшу и его союзникам предстоит окончательно положить темные силы на лопатки и подарить герою мировую славу, богатство и тихую старость.

Старая группа кинематографистов снова вместе. Кроме уже многократно названной тройки режиссера-продюсера-актера, к сериалу вернулись даже операторы, которые работали с Рэйми на его телевизионных проектах. А одним из режиссеров оказался старый знакомый, верный друг сериального Геракла, Майкл Херст. Не будем забывать и о «Зене – королеве воинов» Люси Лоуренс, которая заявлена и даже показывалась на несколько секунд в первой серии шоу.

Сэм Рэйми, застрявший между жерновов крупных киностудий, наконец-таки получил карт-бланш и вернулся к любимому трэшу. Сняв первую серию самостоятельно, он забрызгал как героев, так и зрителей бутафорской кровью и черным юмором. Хочется верить, что запала авторам хватит надолго. Приятно и то, что Рэйми, памятуя о проблемах сиквела, в этот раз получил все права на «Зловещих мертвецов» и использовал несколько сцен из оригинальных картин, чтобы Эш мог рассказать своим подручным, как это все началось. Точно так же приятно было увидеть и классические атрибуты трилогии: бензопилу, образы демонов и другие мелочи.

«Эш и зловещие мертвецы» - один из тех случаев, когда продолжение было нужно всем: героям, зрителям, создателями. Ведь у одних остался нереализованный простор для приключений героев. Публике ничего другого и не предлагали, что могло бы заменить столь любимое и пересмотренное до дыр кино. А создатели смогли вспомнить о корнях, которые вывели их когда-то в люди и вполне могут помочь если не с перезапуском карьер, то с возвращением в строй точно.