Кто первый приходит, выбирает музыку (с)

Сегодня, когда музыкальные исполнители зарабатывают в основном за счет концертов и сами выкладывают новые альбомы в интернет, выход такого сериала как «Винил» кажется идеальным продюсерским решением. Ведь в 70-е годы прошлого века музыкальный бизнес был иным. Диски продавались многомиллионными тиражами, исполнителей приходилось искать в барах, клубах, на студенческих вечеринках и в туалетах. Панк, диско и хип-хоп только готовились стать мейстримом, а балом правили поп и рок-н-рольные исполнители.

Жанр
Драма, музыка, история
Страна
США
Режиссер
Аллен Култер, Джон С. Бейрд, С.Дж. Кларксон
Продюсер
Мик Джаггер, Джон П. Мелфи, Мартин Скорсезе
В ролях
Бобби Каннавале, Оливия Уайлд, Рэй Романо, Ато Эссонда, Макс Казелла и др.
Премьера в РФ
14 февраля 2016

Затравка

Ричи Финестра двадцать лет выстраивал свою музыкальную империю. Но времена меняются, и ему и его коллегам все сложнее находить достойных исполнителей и создавать из них звезд. Тем более в музыкальном мире, где лозунг «Секс, наркотики и рок-н-ролл», завязавшему Ричи и так не позавидуешь. Прибавьте еще личный кризис и семейные проблемы.

Главные создатели

Мартин Скорсезе никогда не снимал простых картин на потребу публике, а после получения премии «Оскар» и вовсе получил карт-бланш на любые бюджеты, темы и актерские составы. Режиссер всегда питал особую любовь к музыке. В его фильмографии, например, есть картины о карьерах известных музыкантов: Джордж Харрисон и Боб Дилан. Видимо, этот опыт и поспособствовало тому, что Скорсезе и фронтмен группы The Rolling Stones Мик Джаггер решили создать сериал об американской музыкальной индустрии семидесятых годов прошлого столетия. Причем певец мечтал о подобном проекте, начиная со средины 90-ых годов. Эту страсть создателей и любовь к этому периоду видно сразу в первой серии «Винила». Причём режиссёр урвал момент признаться в любви ещё и к к классическому кинематографу: один из героев смотрит «Франкенштейна» с Борисом Карлоффым.

Впрочем, наслаждаться именно картинкой «от Скорсезе» зрители «Винила» будут не долго. Известны другие постановщики проекта: Аллен Култер, Джон С. Бейрд и Марк Романек. Как они увидели музыкальные 70-е, станет понятно в последующих сериях первого сезона. Всего их десять.

Третьим полноправным создателем «Винила» стал сценарист Теренс Уинтер, работавший до этого со Скорсезе над сериалом «Подпольная империя» и фильмом «Волк с Уолл-стрит». Он свел все рассказанные Джаггером и другими музыкантами истории в единый кинороман, который расписал по главам на сезон. Не знаю, какими окажутся остальные, но первые две серии получились не совсем ровными, уж больно большой промежуток времени, благодаря флешбекам из прошлого героев, создатели пытаются впихнуть в два часа. При этом сценарист очень быстро представляет героев, чтобы больше не отвлекаться на это.

Уинтер так и сыплет именами и названиями, благо, все они уже стали легендами и не приходится подсматривать в Википедию в процессе просмотра. Упоминаются все, начиная с композитора Стравинского и заканчивая вымышленным персонажем Флешем Горданом. Благодаря участию в проекте Мика Джаггера, создатели «Винила» получили возможность показать мир музыкальной индустрии изнутри, о которой мы все лишь наслышаны. Например, потрясающая сцена в студии звукозаписи, где показаны не первые шаги к триумфу, а споры, когда менеджеру артиста приходится идти на жертвы и уступать продюсерам. Одновременно идет и запись самой песни. Зрителям дают возможность услышать сразу 2 варианта исполнения: акапельное и уже альбомный вариант. Разоблачение музыкальной системы происходит по всем фронтам. Всем положительным эпизодам противопоставляются истории о продажности продюсеров. Не обходится и без криминальной линии. Ведь порой менеджеры готовы пойти на всё, чтобы утвердить своего артиста в чартах. Кроме того, преступления нужны сценаристу, чтобы сильнее связать персонажей и не позволить им легко и быстро развязаться со всеми проблемами. Ведь историю надо рассказывать 10 серий.

Впрочем, Мик Джаггер уже болтает с журналистами о том, что съемка второго сезона - вопрос решенный. Было бы неплохо, но мы все-таки подождем официального заявления канала «HBO».

Будущие звёзды

Средней руки актер Бобби Каннавале играл во многих значимых проектах, например «Жасмин» и «Человек-муравей», но так и остается пока что актером второго и третьего плана. В «Виниле» ему предоставлена уникальная возможность показать зрителям все грани своего таланта. Оливию Уайлд знают многие, но звездой её назвать язык не поворачивается. В первых двух сериях ей не выпала возможность проявить себя никак, кроме как в образе эффектной женщины. Но, думаю, создатели приготовили нам немало сюрпризов, в том числе с участием Уайлд. Джуно Темпл хоть официально не играет роль очередной проститутки, работает в привычном амплуа. Постельная сцена и грудь актрисы - обязательные элементы сериала. Изображать молодых знаменитостей позвали, в основном, не раскрученных актёров. Хотя пара приятных неожиданных появлений зрителей тоже ждёт.

Картина эпохи

Операторы «Винила» создают на экране настоящий живой город, с пробками, постоянно работающим в машинах радио. А выступления киномузкантов они снимают так, что бы зрители прочувствовали ту самую атмосферу и драйв, царивший в реальности. И это не секундные отрывки, а приличные куски, под которые можно успеть даже подпеть.

При этом, спасибо создателям, они позаботились о том, чтобы напомнить публике, о каком музыканте конкретно сейчас идёт речь. Каждое первое упоминание любой известной личности сопровождается её реальной фотографией.

Отмечу так же художников по костюмам и декорациям. Стилизация фильма под 70-е проделала очень кропотливо и точно. Это не легкий взмах головы в сторону эпохи, как это было с «Агентами АНКЛ», а полноправное восстановление всего, что было естественными атрибутами того времени.

Саундтрек

Несмотря на главенствующий музыкальный жанр, сериал свел вместе столько направлений, что недовольных не остается. Джаз и блюз нашли продолжение в рок-н-ролле, а поп-композиции дополняют этот мэшап так, что усидеть на месте не пританцовывая никак не выходит. Кажется, создатели учли всё, и придраться к музыкальной составляющей просто невозможно.

Придирки

А вот что не понравилось лично мне - монтаж. Больно быстрый и яростный. И кажется, что Мартин Скорсезе не умеет снимать части чего-то. Поэтому, первые серии складываются в полноценное и законченное кино, историю о Ричи Финестре. Помогают сценаристы, которые все-таки оставили незавершённые сюжетные линии и заинтриговывают зрителей для дальнейшего просмотра.

В чистом остатке

«Винил» - это дорогая картинка с мощным саундтреком, история, готовая удивлять и держать в напряжении. Люди, считающие себя меломанами, или просто любящие музыку не имеют права пропускать этот сериал, т.к. это невероятный проект, подобные которому редко появляются на телевидении. И если вы приведёте в пример «Империю», которая мне очень нравится, я скажу вам так: о каждом музыкальном жанре можно снять вот такой сногсшибательный проект. И именно с музыкальной точки зрения «Винил» мне ближе.

Сериал заслуживает того, чтобы показывать его на больших экранах. Поэтому в нескольких городах премьера «Винила» пройдёт в кинотеатрах. А уже 15 февраля он появится в онлайн сервисе «Амедиатека».