В преддверии 4 июня, когда на экраны должна выйти третья глава спиритического ужастика “Астрал”, я решил впервые узнать, в какое такое измерение режиссер Джеймс Ван и сценарист Ли Уоннелл отправляют фантомные тела своих актеров. Подготовить сознание для очередного погружения в мир мертвых, да и просто быть в курсе всей предыстории. Спросите, почему такого же текста не было написано для “Безумного Макса: Дорога ярости”? Извините, но пересматривать трилогию не то, что бородатых, а таких годов, у которых растительность на лице и вовсе уже не лезет из волосяных луковиц, совершенно не тянет. Ну, и хоррорам мы уделяем как-то мало времени. Пусть порадуются такому притоку внимания к своему жанру.

Понимаю, путешествия из настоящего в прошлое – все еще выдумка каких-нибудь писателей-фантастов или утопистов, но нам обязательно нужно вернуться в 2010 год и вспомнить заслуги Джеймса Вана на тот период времени. В кинотеатрах только в апреле стартует новый проект режиссера “Астрал”. До этого в его послужном списке было лишь три картины, одна из которых стала не просто культовой, а превратила жанр триллера в микс из нечто пугающего, как ужасы, с глубокомысленным, как какая-нибудь остросоциальная драма. Речь, разумеется, о его дебютной киноленте “Пила: Игра на выживание». То, что изначально создавалось как зачетная работа в киношколе, вылилось в один из самых прибыльных фильмов всех времен. Стало ли после это больше доверия к Вану? Ну, не то, чтобы уж прям за него ухватились мастистые продюсеры или обратили внимание крупные кинокомпании. Нет, следующей страшной историей Вана снова занялась кинокомпания Twisted pictures, которая размножила наследие Конструктора в семикратном объёме. “Мертвая тишина” – это уже полновесный фильм ужасов, от которого вы будете параноидально оглядываться на кукол в спальне своей младшей сестры. Кстати, не только в этом фильме. Вообще, Джеймс Ван и Ли Уоннелл как-то признавались, что все чудовищные моменты для “Пилы” были придуманы ими на основе того, что их до смерти пугало в детстве. А что в “Пиле” до дрожи пугало, помимо давящей, как будто рухнули небеса, атмосферы? Правильно, проклятая кукла Билли, которая самодовольно выезжала на трехколесном велосипеде для того, чтобы объяснить жертвам суть испытания. В “Мертвой тишине” этот детский страх перерос в маниакально преследующую фобию. Не даром там есть комната со 101 куклой, при виде которых вообще нельзя кричать.

А от ужастиков Джеймса Вана иногда действительно хочется выкрикнуть пару “ласковых” во время очередного «вздрагивающего» момента. Исключением не стал и “Астрал”, в котором игрушки для маленьких девочек решено было убрать в упаковку и раскрыть только в фильме “Заклятие” 2013 года. Сценарист Ли Уоннелл, который является хорошим другом режиссера Вана (как же, ведь вместе они создали “Пилу”, “Мертвую тишину”, “Астрал” и “Астрал: Глава 2” и постоянно участвуют в проектах друг друга в качестве сценаристов, актеров, продюсеров и так далее), заявил, что когда он писал сценарий к “Астралу”, перед ним лежал сборник всех клише фильмов ужасов, которых к 2010 году, думаю, набралось немало. Некоторые страницы сборника Уоннелл точно перелистывал, или может они были прилеплены друг к другу слюнями предыдущего сочинителя, которому так “нравится” его работа, что он уснул, пока изучал сей свод правил (намек на отвратительные сюжеты большинства хорроров), но в общем и целом сценарист избежал примитивных образов и тривиальных припугивающих элементов. Вообще, “Астрал”, или как он называется в оригинале “Коварные”, - однозначно хороший фильм ужасов, который снят в традиционном художественном стиле, а не в новомодном мокьюментари, где главным съемочным аппаратом является простая кассетная камера. Операторы Дэвид М. Брюэр и Джон Р. Леонетти мастерски выставляют кадр для каждой бу-сцены, тонко намекая, что вон в то окно сейчас влезет какая-нибудь дряхлая старуха, а та дверь приоткроется с изводящим душу скрипом. Но это не все способы, к которым прибегают создатели, чтобы напугать подругу, уже и так обхватившую твою правую руку как ленивец, когда он повисает на ветке вниз головой. Бабушки в черных платьях невесты и демонические существа с красным как огонь лицом – это все только лишний раз подгоняет и без того учащенное сердцебиение. Главное, что есть в “Астрале”, - это нагнетающая панику атмосфера. Да, снова дом, населенный чем-то сверхъестественным, снова сеансы разговоров с мертвыми душами, которые общаются с тобой через престарелого медиума. Но все это лучше помогает прочувствовать мистицизм, который еле заметной аурой обволакивает каждую деталь этого фильма. Так что если ваше фантомное тело ночью захочет отправиться в путешествие в небытие, то покажите ему на примере фильма “Астрал”, чем это может для него кончиться.

А кончиться это может тем, что оно наглухо застрянет в этом самом астрале, а взамен в физическое тело вернется призрак какого-нибудь маньяка или убийцы. О чем, собственно, и повествует вторая глава этого суеверного хоррора. Нам как бы пытаются навязать существование неведомых сил и что они присутствуют в нашей повседневной жизни. Этим, в принципе, занимается каждый второй ужастик, но почему-то именно после просмотра “Астралов” скептик внутри тебя берет выходной на пару дней и пытается выбраться наружу. Задумка продолжения “Астрала” изначально показалась тухло пахнущей, так как невероятная окупаемость первой части предсказуемо сказалась на продюсерах. Джейсон Блум и Орен Пели сразу вписались в проект, потому что терять приносящий прибыль «жутик» совсем не хочется. Да и Джеймс Ван умеет рассказывать страшилки так, что зрители чувствуют себя подростками у костра с маршмэллоу на сухой ветке, который тяжёлыми липкими каплями падает в огонь, а не в рот - настолько интересно его слушать. На самом деле, слово “продолжение” совершенно не подходит к данной ленте. Да, нам рассказывают о той же семье, но дело в том, что повествование не имеет конкретного окончания в первом фильме. Все заканчивается тем, что нас неестественными силами тьмы забрасывают в открытый финал, а вторая часть (то есть, вторая глава) подхватывает наше свободное падение и начинает сюжет ровно с того момента, где все закончилось.

“Астрал: Глава 2” совсем не хуже дебютного знакомства с потусторонним миром, только это знакомство как-то резко перерастает в бурный роман. Если в начале Ли Уоннелл неспешно подводил нас к чему-то запредельному, то во второй главе мы уже свободно разгуливаем в других мирах, словно отменили долгосрочный комендантский час. Поболтать с умершим духом теперь похоже на будничный звонок своему лучшему другу, а вылазка в астрал – вход в социальную сеть, где ты можешь найти своих старых знакомых (и проверить ленту новостей). Перестаньте. Это ведь уже совсем не страшно. А, нет, я вот опять покрылся мурашками. Изобретательность – вот за что я люблю Джеймса Вана. Пока он остается в жанре, любители пощекотать себе нервы могут спать спокойно, если они вообще могут спать после этих фильмов. Ван переключает внимание с главных действующих лиц на второстепенных персонажей, которые всесторонне должны покопаться в архивах, чтобы закрыть границу между миром духов и семьей Ламберт.

Ах, да, Ламберты. У этой фамилии ужасная родословная. Ребенку сразу не повезло родиться у Джоша и Рене Ламберт, так как именно от отца он получил “дар” путешествия в астрал, - нет, пап, я не хочу твои гены. Почему вы с мамой не отправили меня в какую-нибудь актерскую школу? Хотя, блин, чего я хочу от Тая Симпкинса, ведь на момент съемок первого фильма ему было меньше девяти лет. Но стремление быть похожим на своих кинородителей похвально. Патрик Уилсон и Роуз Бирн должны быть в восторге, что за два фильма они воспитали такое чадо, которое не боится вернуться в свои кошмарные сны, чтобы вызволить предка из несуществующего мира. С Уилсоном все понятно: в первом “Астрале” он спасает, во втором – его. Да и это не тот случай, где актер показывает нечто феноменальное. Вот в “Заклятии” с Верой Фармигой у них просто трансцендентный дуэт, не поддающийся какому-то членораздельному описанию. С Роуз Бирн немножечко посложнее, хотя доставать хрустальный шар или многочисленные кости с буквами тоже не надо, - обойдемся без традиционных способов общения с духами. Роуз Бирн – исключительная актриса, выделяющаяся количеством проектов в свои 35 лет. Не все отборного качества, но вот окрестись их “оптимальными” можно без зазрения совести. Не знаю, были ли у нее еще какие-то ужастики, кроме “28 недель спустя” и дилогии “Астрал”, но сопоставляя вот эти три картины с ее комедийными образами, скажу, что перевоплощаться в боязливую жену, которая постоянно гоняет мужа из дома в дом, у нее выходит неподдельно.

Год назад вышло “Проклятие Аннабель” – подделка от Джона Р. Леонетти на оригинальную концепцию Джеймса Вана, которую последний представил в своем таинственном “Заклятии”. Возглавь Ван проект, и история о старинной фарфоровой кукле произвела бы ужасающий эффект, а тут лишь так, припугнула. Есть у меня подозрения, что третья глава "Астрала" была приобретена на том же китайском рынке, где Леонетти купил свое фальшивое кино, только на этот раз за покупками пошел не оператор, а сценарист Ли Уоннелл, а Ван опять остался в номере и лишь написал список нужных товаров. Возможно, это его “отлеживание” в продюсерах скоро закончится (продолжение “Заклятия” значится под его режиссурой), а я пока с непомерным маловерием попытаюсь в третий раз погрузиться в астрал.