Простейшая форма выживания – убийство (с)

Предыстория

Первоначально в Голливуде разрабатывалось два проекта, а может быть и больше, но их зарубили на совсем раннем этапе. Один вел Барри Левинсон, который когда-то поставил «Человека дождя». Именно этот проект стал прототипом сегодняшней «Черной мессы». В нем уже фигурировал Джонни Депп, но из-за финансовых разногласий, студия потребовала урезать бюджет, работу пришлось заморозить. Вторым проектом в разработке была идея дуэта Аффлек-Дэймон, которые долгое время проталкивали её на разных студиях и даже приступили к съемкам, но тоже были закрыты, т.к. продюсеры сочли первый вариант более привлекательным. Работа ожила, когда на площадку пришёл Скотт Купер. Он выбирал между Леонардо ДиКаприо и Томом Харди. Первый уже косвенно было знаком с историей Джеймса Булджера:«Отступники» не дословно, но основывались на ней, а героя Джека Николсона писали с Уайти. Второй ушел на проект "Легенда", тоже о гангстерах. Но в фильм решил вернуться Джонни Депп, и противостоять ему уже не смог ни один другой актер.

История

Джеймс «Уайти" Булджер был мелкой сошкой в огромной сети ирландской мафии в Бостоне. Но благодаря свалившейся на него возможности сотрудничать с ФБР, он втихую сделал все, чтобы убрать со своей дороги сначала итальянскую мафию, а затем и тех, кто мог ему помешать забраться на самый верх преступного мира. Правда от правосудия это его все равно не спасло, и сменившееся руководство в Бостонском отделении ФБР быстро оформило ордер на арест Булджера. Долгое время Уайти и удавалось удачно ускользать от наручников, в итоге он вошел в десятку самых разыскиваемых преступников в мире.

Главные люди на площадке

«Черная месса» стала для бывшего актера Скотта Купера третьей режиссерской работой. Его стиль – реалистичность всегда и везде, главное это история и герои, все остальное для него вторично. Удивительно, но у режиссера нет никакой связи с актерами. По идее ему должно быть понятно, что зрители приходят в кинозалы, чтобы сопереживать главным героям, а именно этим «Черная месса» похвастаться не может. Картина получилась такой же, как и предыдущий проект режиссера «Из пекла»: четко следовавший написанному сценарию Купер не дает никому сходить с намеченного курса, а импровизация, судя по всему, у него вообще под запретом.

Создатель «Именинницы» и автор «007: Спектр» Джез Баттеруорт написал адаптацию одноименной книги. Но сценарий получился слишком однобоким и неказистым, даже Деппу в одиночку такое не получилось исправить. Несмотря на то, что Баттеруорт убрал и переписал массу героев, история от этого легче и лучше не стала. Хотя фильм стал короче, чем мог бы получиться, соблюдай Джаз все подробности. Большего сценарист для проекта сделать не смог.

Неизвестно, сколько первоначально длилась картина, но режиссер упоминает в интервью о трех часовой версии, кинотеатральный же релиз составил чуть больше двух, и этого времени просто не хватает на всю жизнь Уайти. На раскрытие истории, персонажей, Сиену Миллер и вовсе вырезали, хотя её образ мог помочь последней части картины стать более эмоциональной и честной.

Существенная разница

Все проблемы проекта в том, что книга, не менее скучная и затянутая, по крайней мере дает ответы на вопросы, которые могут появиться во время просмотра и прочтения. Пояснения и долгие пересказы биографий и событий – вот на чем строится книжная «Черная месса». Благодаря ей мы можем познакомиться с Уайти и попытаться его понять, фильм же оперируя фактами, не дает ровным счетом ничего. Особенно это касается развязки, которая и в реальности была длинной, и в книге, а в фильме оставили лишь нарезку и финальную сцену. Очевидно не хватает фотографий реальных персонажей истории. Те, которые покажут зрителям на финальных титрах, напоминают газетные вырезки и не дают чёткого представления, насколько похожи актёры на свои прототипы.

Ответственные за образы

Джонни Депп с самого начала был тем, благодаря кому проект должен был заинтересовать массового зрителя. Да, из-за сокращения бюджета он покидал проект, но всегда находился в зоне досягаемости, поэтому продюсерам не составило труда вернуть его на съемочную площадку. Актер попытался вложить в образ Уайти Булджера все, что ему не давали делать в блокбастерах и детских картинах, которым он посвятил последние годы жизни. Депп перед тем, как приступить к съемкам, пытался встретиться с реальным преступников, но тот был не преклонен и каждый раз отказывал знаменитому актеру. Развлекшись на полную катушку и увидев конечный результат Джонни назвал «Черную мессу» своим любимейшим проектом, на котором он когда-либо был занят, да не услышит эти слова Тим Бертон.

Джоэл Эдгертон, наигравшись с режиссерским дебютом «Подарок», удачно влился в актерский состав, показав всю неоднозначность и преданность своего героя друзьям детства. На счет Камбербэтча я не уверен, мне кажется Гай Пирс, рассматривавшийся первоначально на роль брата главного героя, смог бы вытащить из этого образа гораздо больше, а не просто специфический акцент, с которым щеголяет Бенедикт. И который российские зрители не оценят из-за дубляжа. Кевина Бейкона, Питера Сарсгаарда, Джесси Племонса и Кори Столла мало, но являясь колоритными как по игре, так и внешне, актеры отлично оттенили главных действующих лиц картины.

Дубляж и прочие немаловажные мелочи

Несомненно, этот фильм, как и многие другие, желательно смотреть не с дубляжом, а с субтитрами. Ведь фильм целиком и полностью зависит от актерской игры, а с переводом, как бы он не был хорош, многое теряется, и история может обернуться не такой, как её задумывали.

Идею подачи материала можно назвать оригинальной: сюжет движется за счет того, что спецслужбы допрашивают причастных к преступлениям Булджера и восстанавливают общую картину. Оператор Масанобу Такаянаги постоянно чередует сцены диалогов героев с демонстрацией их жестокости, пытаясь сделать повествование хоть сколько-то не заунывным.

Композитор «Безумного Макса: Дорога ярости» и будущего «Бэтмена против Супермена» Джанки Экс-Эл населил картину музыкальными композициями и хитами «эпохи Уайти», которые дополняют мир бандитов того времени.

Финал

«Черная месса» - бесконечно длинное кино, авторы которого боятся, что зрители пропустят какую-то мелочь и не увидят, чем занимается главный герой. При этом повествование у них постоянно прерывается и, не концентрируясь на деталях, остаётся во власти центрального персонажа Уайти Булджера. Режиссер так же забывает, что зрители удачнее воспринимают кино, когда у создателей есть четкое понимание черного и белого. Но здесь этого нет. Актерски история сыграна на качественном номинационном уровне, точно будут везде упоминать, а дадут ли, это мы узнаем никак не раньше февраля, когда американская киноакадемия огласит ежегодный победителей премии «Оскар».

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально