Извините, но мне ваше кино не интересно (с)

Рассуждения о том, кого считать хорошим, а кого плохим, в киноисториях обычно с трудом сочетаются с нашей действительностью. В реальном мире не бывает однозначно положительных или отрицательных героев, а есть люди, которые способны меняться в зависимости от предложенных ситуаций. Вот и в картине «Коллектор» Константин Хабенский изображает, на первый взгляд, жестокого и ориентированного только на выемку денег у граждан профи. Но опять же, когда эти люди брали в долг, они разве не думали о том, что придется возвращать? Алексей Красовский в своей дебютной режиссёрской работе «Коллектор» пытается разрушить сложившуюся в кинематографе систему и показывает человека во всех смыслах неоднозначного. Через его историю он задаёт зрителям весьма неприятные вопросы и оставляет большую их часть без ответов. Незакрытые сюжетные ходы, по задумке создателя, помогут зрителям самим определить для себя, кто в этом фильме хороший, а кто - плохой.

Жанр
Драма, триллер, детектив
Страна
Россия
Режиссер
Алексей Красовский
Продюсер
Георгий Шабанов, Дмитрий Руженцев, Эдуард Илоян
В ролях
Константин Хабенский, Ксения Буравская, Евгений Стычкин, Полина Агуреева, Игорь Золотовицкий и др.
Премьера в РФ
6 октября 2016

Чего нам только не предлагали в этом году наши кинематографисты. Приключения, любовные истории, ужасы, фантастику, экранизации, а вот с камерными актёрскими сюжетами никто не захотел связываться, кроме Алексея Красовского. Он с успехом представил свою картину на «Кинотавре»: фильм получил два важных приза, поездил по мировым фестивалям и продолжает это делать. Но вместе с сочинской наградой «Коллектор» обзавёлся еще и неожиданным прокатчиком - компанией Disney. И если судить по премьерным мероприятиям, эта сложившаяся команда готова рисковать и побеждать.

Коллектор Артур - один из лучших в своей профессии. Он целыми днями висит на телефоне и всеми возможными способами «выколачивает» из должников деньги. Но одним пятничным вечером в интернете появляется видео с его участием, и все вокруг: коллеги, друзья, просто случайные люди, посмотревшие ролик, моментально ополчаются против него. Артуру ничего не остается, как попытаться оправдать себя и найти тех, кто захотел ему отомстить. Проблема лишь в том, как он это сделает, не выходя из своего кабинета?

Алексей Красовский: «Момент, когда я понял, что попробую поставить картину с микроскопическим бюджетом, наступил после того, как у меня завернули остальные сценарии и не дали под них финансирование. Я очень благодарен Константину [Хабенскому] за то, что он согласился участвовать. Его герой создавался без учета, кто это все будет играть. Разумеется, по мере знакомства и работы образ Артура, безусловно, изменялся. Правда это касается, в основном реплик и реагирования на различные ситуации, сам же персонаж создавался, как всегда, из головы».

Алексей Красовский пока известен только своими телевизионными сценарными проектами, но массовый зритель скоро его тоже узнает. Ведь режиссер-сценарист «Коллектора», случайно или нет, оказался почти провидцем. Профессия коллектора сейчас как никогда на слуху. Страна просто разделилась на тех, кто их защищает, и тех, кто осуждает, но равнодушных нет. Это и есть самая лучшая реклама для фильма, хоть и с негативным оттенком… Константин Хабенский: «Мой герой - человек ситуации, он приходит взять у других то, что они должны. Он делает то, что другим не под силу».

Режиссер создает на экране целый мир, в котором физически существует только герой Константина Хабенского и иногда к нему по телефону или из-за двери присоединяется кто-то еще. Сценарий в основном состоит из диалогов, которые знакомят нас с героями: к кому-то мы проникаемся симпатией, кого-то с легкостью начинаем ненавидеть. Не это ли подлинная магия кино, ведь мы испытываем такие сложные эмоции к тем, кого даже не видим. Герой Хабенского тоже неоднозначен, то он выглядит настоящей занозой в заднице, то зрителям начинает казаться, что он изменился и его можно даже немного пожалеть. Конечно, в картине есть ощущение условности мира коллектора. Особенно это ощущается в финале картины. Но Красовский и не пытался снять документальную зарисовку.

Константин Хабенский: «Мне проект показался дерзким. В нем можно было проверить собственные силы, это некий забег, по сути, было просто жалко отказываться и отдавать эту возможность кому-то еще. Поэтому я с большим удовольствием пошел на эту авантюру. Все профессии очень тяжелые. Другое дело, как ты работаешь. Если ты работаешь честно, то все невзгоды, выпадающие на тебя, в результате приносят удовлетворение. Коллектор, несмотря на все свои положительные черты, получает по заслугам, потому что заигрался».

Константина Хабенского не нужно представлять, он один из немногих наших актеров, который, если соглашается где-то участвовать, то отрабатывает свои гонорары полностью. Здесь он на протяжении почти полутора часов держит взгляды зрителей на себе и с помощью голосов своих партнеров разыгрывает настоящий моноспектакль, который напрочь уводит зрителей от реальности. Но главной неожиданностью стала игра голосовая: весь фильм я отгадывал появляющиеся в трубке голоса известных и не очень актеров и актрис, кого-то узнал сразу же, над другими пришлось поразмыслить.

Ксения Буравская: «На съемочной площадке я с режиссером почти не работала, основной этап прошел еще до них, когда мы проговаривали сценарий и вносили правки, как тот или иной герой реагирует в различных ситуациях. Поэтому моя задача была спрятаться поудобнее и не попасть в кадр».

Никогда бы не поверил, что для оператора Дениса Фирстова «Коллектор» оказался первой крупной работой. Все в картине настолько продумано, подвижно и обыграно, несмотря на все сложности закрытого пространства в московских сумерках, в котором существует главный герой. По сюжету зрители к финалу все больше напрягаются, а стены в офисе коллектора будто начинают сужаться, провоцируя приступ клаустрофобии в кинозале.

Саундтрек у картины просто уникальный. Звуки, доносящиеся с экрана, больше всего напоминают барабаны, когда-то озвучивающие лауреата премии «Оскар» фильм «Бердмен». Эти неведомые композиции подливают масла в огонь, и картина становится еще более интригующей и драматичной.

Константин Хабенский: «Миры театра и кино во многом похожи. Везде нужно точно знать текст, но в театре есть зритель, от которого можно получить заряд энергии, пересечься взглядами, обнаружить мгновенную реакцию. А в кино перед тобой пустота и только Ксения [Буравская] помогала мне как могла в выстраивании истории».

«Коллектор» - это своеобразная игра в жанр, вызов, который на Западе обычно снимают либо состоявшиеся режиссеры, либо наглые новички. Алексей Красовский - из второй категории, с помощью Константина Хабенского устроил на экране настоящее представление, создавая в каждом кадре невероятное напряжение. Случайно, как говорит сам режиссёр, а может он лукавит, у Красовского получилось действительно актуальное кино на злободневную тему - как экранизация аналитической статьи о деятельности коллекторов. Он в художественной форме показывает их работу и в противовес СМИ тихо заявляет, что они не такие уж бесчувственные монстры. Он словно ведёт со зрителями неприятный обоим диалог на протяжении 70 минут, который после просмотра ещё долго отдаётся в мыслях.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично