Красота снова спасет мир (с)

С жанром фэнтези, к сожалению, в нашей стране дела обстоят еще хуже, чем с супергероикой. И вот на новогодние праздники, чуть ли ни самое важное и зрительское время года, кинематографисты заявляют сказочное фэнтези «Дед Мороз. Битва магов» - проект в жанре, которым у нас только компания Дисней занимается. Да еще и с кастингом молодым да удалым, которому могут многие позавидовать, плюс спецэффектами и идеей развития целого мира Дедов Морозов. Как можно было не увлечься подобным проектом? Да, создателю «Черной молнии» и «Призрака» не удалось полностью справиться с масштабом и ответственностью, но попытку можно засчитать. Ведь после городского фэнтези-дилогии про Дозоры Бекмамбетова и «Волкодава», который был тоже совсем не идеальным, в этом жанре российской киноиндустрии и похвастать было не чем. Ну, не говорить же серьезно здесь о нескольких «Темных мирах» и «Ночных стражах», только издали казавшихся интригующими…

Жанр
Семейное, детское, комедия, фэнтези
Страна
Россия
Режиссер
Александр Войтинский
Продюсер
Георгий Малков, Владимир Поляков, Лев Карасев
В ролях
Федор Бондарчук, Алексей Кравченко, Таисия Вилкова, Никита Волков, Ирина Антоненко и др.
Премьера в РФ
24 декабря 2016

Девушка Маша попадает в водоворот сказочных событий, знакомится с миром магии и волшебства. Она пытается отречься от этого, но судьба сама решает за нее, и Маша принимает свои силы, пытается спасти от нашествия тёмных сил новых знакомых и не дать злодею победить Деда Мороза. Ну, и, конечно, нужно обеспечить наступление Нового Года.

Александр Войтинский – главный сказочник нашего кинематографа. Причем делает он это с такой легкостью, что и в летающие машины начинаешь верить, и в невидимых людей, да и в то, что дед с белой бородой и мешком с подарками может стать символом добра и бороться со злом. Режиссер эффектно перемешивает российское и зарубежное кино, создавая удивительные миксы из всего, на чем мы выросли и что так и осталось в наших сердцах.

Над сценарием не один год работала большая группа профессионалов. Его постоянно дописывали, перерабатывали и пытались реконструировать. Возможно, это и стало главной ошибкой, т.к. из камерного проекта пытались сделать будущий блокбастер. Задатков для этого полно, но в какой-то момент картина разваливается на глазах и собирается лишь только к финальным титрам. Почему-то магические способности есть только у главной героини, хотя можно было бы разнообразить героев тем, что каждый бы получил какую-то силу, и актеры могли бы сыграть более живых и запоминающихся персонажей. Хотя в картине есть юмор и не раздражающая мораль. Деды Морозы вовлечены в технический прогресс и герой Федора Бондарчука с одинаковой легкостью пользуется айфоном и книгой заклинаний.

Лев Карасев (сценарист): У нас было несколько вариантов сценария, мы далеко отошли от оригинальной книги «Корпорация Дедов Морозов» Анны Бербеницкой, а когда на проекте появился Александр Войтинский (режиссер), все заговорили о большей масштабности. Я очень загорелся этой идеей, т.к. это было мне очень близко. И мы все вместе двинулись этой дорогой. Написали один сценарий, где движущей силой были снеговики, но история оказалась слишком детской. Решили переписать это все под семейную аудиторию. Где-то через год у нас родился тот самый сценарий, который и экранизировал на большом экране Войтинский.

Помню, после выхода фильма «Дуэлянт» были высказывания на тему, что герои ходят между двумя зданиями и постоянно возвращаются туда же. В «Битве магов» все зациклено на Центральном Детском Магазине на Лубянке, в котором находится штаб-квартира Деда Мороза. Лучшей рекламы месту не сыскать. И главные герои всё время «случайно» обнаруживаются недалеко от него. Правда создатели попытались расширить географию: герои путешествуют и в Америку, и в Норвегию, но масштабности это картине как-то не особо добавило.

Целую гирлянду параллелей и кивков другим известным картинам развешивает «Дед Мороз» на экране: орган из «Пиратов Карибского моря», сова из «Гарри Поттера», сцена из «Человека-паука» с влетающей в окно машиной, сходство с недавним «Доктором Стрэнджем» и сочетание «Звездных войн» с «Волкодавом» в финале, приправленное «елочным» настроением.

Александр Войтинский (режиссер): Хороший фильм вообще должен создаваться долго - три, семь, десять лет. Если у «Битвы магов» будет продолжение, то чем дольше вы его будете ждать, тем оно лучше получится. Я всегда смеюсь, когда вижу в интернете какие-то сравнения разных картин. Этим занимаются обычно люди, совсем далекие от кинопроизводства. В кино есть такой момент, что уже было все всегда показано до тебя. Не так много у нас и средств: есть крупный, общий и средний план, ракурсы вверх-вниз и возможность поворачиваться влево-вправо и посередине. И это все, что есть из выразительных средств. Мне довелось работать с потрясающими актерами. Я понятия не имею, как играть некоторые эмоции и действия, особенно волшебные, и это помогает мне быть правильным режиссером. Я может быть и подсказал бы что-то актерам для упрощения их задач, но не умею этого делать. И наблюдая за съемками сцен, я нахожусь в полном восторге от того, что происходит.

Федор Бондарчук просто впал в детство и сыграл того самого Мороза, которого бы хотел увидеть сам, когда был маленьким. Он кривляется, сражается и ведает мирскими делами, при этом он главная зажигалка проекта и получает удовольствие от каждого действия своего героя. Алексей Кравченко вторит своему коллеге. Отрывается и веселится при каждом своем появлении, так еще и участвовал в оформлении героя. Принес линзы и постоянно подсказывал гримерам, как сделать его еще более страшным.

Кравченко (актёр, исполнитель роли Карачуна): Мне от Александра достался подарок - отрицательный персонаж. По мне, это самый обаятельный, самый привлекательный Карачун: на румынском языке, кстати, это слово означает «Дед Мороз». Самое главное, что во время съемок мы были одной дружной командой. И когда я слышал от нашего режиссера: «Алексей хулигань, тебе можно все», начинал отрываться по полной.

В отличие от недавней картины «Эластико», в «Битве магов» решили поиграть с сексуальностью Ирины Антоненко. Она то в платье проплывет в кадре, то в образе Белоснежки выступит, хотя детский рейтинг довел авторов до очень простого варианта сказочной героини, без излишеств.

К сожалению, для привлечения зрителей в картине сыграла очередная КВН’овская звезда Светлана Пермякова. Снова никудышные шутки, попытки развеселить зрителя - это ни к чему не привело.

Оператор «Мафии: Игры на выживании» и «Пиковой дамы: Черный обряд» Антон Зенкович попытался воссоздать на экране все, что придумал Александр Войтинский и компания. Миры получились запоминающимися и разделение между обычной и волшебной реальностью легко читается.

Бондарчук (актер, исполнитель роли Мороза): Когда передо мной появился талмуд сценария «Битвы магов», я очень быстро запутался, сразу же после первого акта, потому что количество деталей и героев, которых придумали Войтинский и его команда, просто зашкаливало. По большому счету есть режиссеры, соглашаясь на работу с которыми мне и сценарий не нужен. С Сашей мы познакомились на съемках фильма «Призрак», и он оказался тем редким режиссером, который обращает внимание на актеров. Наверное, Войтинский просто что-то знает, начиная разговор с молодой и юной аудиторией. Весь этот специальный дедморозовский язык придумал Войтинский, присылал аудиофайлы с припиской «вам это надо выучить». Мы старались, но с этим нужно было что-то делать… Начали разговаривать. А вот сейчас я хочу услышать правду: «Войтинский, скажи честно, это правда язык, его можно перевести и у него есть алфавит?».

Александр Войтинский (режиссёр): «Конечно, нет, да, я вас обманул, но я очень старался. Я на полном серьезе это все писал».

Алексей Кравченко (актёр, исполнитель роли Карачуна): «Мне хочется верить, что этот язык может стать живым. Написаны наши диалоги были классно и красиво, но выучить все это было просто нереально. Поэтому мы на площадке пользовались большим количеством стикеров, развешивая большинство диалогов повсюду на съемках».

Неизвестно, кто занимался музыкой, но собрали здесь целую вереницу из фантазий на тему лучших саундтреков к зарубежным картинам, а на десерт оставили творчество российских коллективов, куда же в детско-молодежном кино без него.

«Дед Мороз. Битва магов» - новогоднее фэнтези от не самых последних людей российского кинематографа. Со своей мифологией, курьезами, шутками и обязательными проблемами. Главной из которых является возрастное ограничение 6+. Из-за него при просмотре постоянно приходится себя одергивать, напоминая, что кино детское и все просто не могло бы быть так, как придумалось у меня в голове. С остальным все по-классике: жутко насмотренный Войтинский притащил в свой фильм много запоминающихся элементов, как из нашего кинематографа, так и из обязательного зарубежного, и руководит этим, как заправский режиссер уже третью картину подряд. А остальное притягивается по остаточному принципу.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально