Что за приятнейший период года – один за другим выходят в прокат фильмы-участники самой громкой киногонки, за которой пытаются следить даже те, кто и в кинотеатр ходит не чаще пары раз в год. Один из фаворитов состязания – картина Тома Хупера «Девушка из Дании» об одном из первых людей, решившихся на операцию по смене пола.

Действие картины разворачивается в Копенгагене в 1920-е. Зритель мгновенно оказывается в декоративной обстановке из разноцветных домиков, нарочито опрятных костюмов, званых вечеров и художественных студий. Этот антураж, к слову, уже отмечен двумя номинациями на «Оскар».

В центре «постановки» супружеская пара, они же - творческий тандем – успешный пейзажист Эйнар Вегнер и не нашедшая еще признания портретистка Герда. В доме художников соседствуют сотрудничество, любовь, конкуренция, страсть и взаимопомощь.

Однажды Герда просит своего подозрительно субтильного и манерного мужа заменить натурщицу-балерину. Её просьба кажется логичной: на тонкие щиколотки Эйнера так и хочется надеть колготки цвета январского неба. Супруг с энтузиазмом соглашается, и просьба становится началом процесса трансформации Эйнера в давно «живущую в нем» девушку по имени Лили.

«Девушка из Дании» вызывает в памяти ассоциации сразу с несколькими картинами, снискавших симпатию членов киноакадемии в недавние годы. Оттого складывается ощущение, что Том Хупер со скрупулезностью химика ищет формулу идеального «оскаровского» фильма. Действие с каждым кадром все больше напоминает спектакль. Благодаря статично-динамичной манере съемки кажется, что герои вот-вот начнут пританцовывать или напевать, как в его же «Отверженных».

Также налицо использование знакомой по «Теории всего» (или «Вселенной Стивена Хоккинга») схемы сильного тандема центральных персонажей. На первом плане разительное внешнее изменение героя, а вторая скрипка – характерная женская роль. Актерские номинации в студию.

Партия Эйнера Вегнера досталась Энди Рейдмейну, в прошлом году поразившего зрительское воображение ролью современного уникума Стивена Хоккинга. С удивительной способностью хамелеона тогда он проделал вместе со зрителем путь от беззаботного студента до закованного в своем теле ученого, а здесь – от странноватого художника до ранимого трансгендера. Такие роли будто намеренно пишутся для того, чтобы быть оцененными заветной статуэткой. И подогревают уже поднадоевшую интригу вокруг вечно обделенного «выжившего» Лео.

Возможно даже более интересный персонаж – героиня стремительно набирающей карьерные обороты шведки Алисии Викандер. «Я твоя жена, я и так все о тебе знаю» - заявляет Герда, когда Эйнер пытается признаться ей в конфликте двух сосуществующих у него в душе персоналий. Хрупкая Герда демонстрирует несгибаемую внутреннюю силу настоящего партнера: она любит Эйнера, а когда начинает терять его, учится любить и Лили.

На втором плане обратили на себя внимание повзрослевшая Эмбер Херд в роли роскошной танцовщицы, Маттиас Шонартс в роли верного друга семьи и не слишком запоминающийся персонаж Бена Уишоу.

В основе сценария «Девушки из Дании» лежит реальная история, однако это не избавляет зрителя от ощущения странной постановочности происходящего. Да, Эйнер Вегнер был одним из первых известных мужчин, сменивших пол, а после него это делали еще тысячи мужчин, кто так же нашёл в себе душу женщины. Фильм вызывает противоречивые эмоции. В то время, как в Эйнере борются две личности, из которых женская намного сильнее, зрителя разрывает между восхищением эстетикой и отталкивающим чувством неестественности происходящего. И здесь так же второе ощущение отчего-то имеет преимущество над первым.

«Девушка из Дании» - картина о сильных людях тонкой душевной организации, о творческих и личностных исканиях и развитии художественного стиля. Фильм, казалось бы, идеально вписывающийся в оскаровский формат, вопреки ожиданиям, не получил главную номинацию. То ли трагедия, то ли фарс - он интересен тем, что с равной вероятностью может вызвать у вас восторг и отвращение, а возможно, конечно, и равнодушие. В коне концов любовь, в том числе и к кино, чувство иррациональное. И «Девушка из Дании» - это, в первую очередь, картина о безусловной любви к несовершенному человеку.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо