Я очень боюсь здесь умереть (с)

Что же российские кинематографисты делают не так и почему они никак не могут никого по-настоящему напугать, задумался я и провел в прошлом году целое исследование на эту тему. Главные проблемы, как выяснилось, это нелогичность повествования и отсутствие интересных идей, персонажей и стоящих сюжетов. Поэтому я давно ждал выхода именно ужастика «Диггеры», подсознательно верил, что именно у этих ребят все должно получиться. И не прогадал, действительно достойная история, мало тупости, которая заполонила жанр, есть юмор и правда страшноватый монстр, поджидающий героев буквально за каждым углом.

Жанр
триллер, ужасы, слэшер
Страна
Россия
Режиссер
Тихон Корнев
Продюсер
Андрей Радько, Екатерина Гордецкая, Максим Королев
В ролях
Роман Евдокимов, Анна Васильева, Алёна Савастова, Владимир Кузнецов, Дин Фан и др.
Премьера в РФ
11 августа 2016

Метро закрывается, последний поезд отъезжает от станции, а к конечной приезжает без людей, даже машинист пропадает. Через несколько дней пара молодых людей нанимает диггера, чтобы спуститься в подземку и найти хотя бы какие-нибудь следы своих друзей, чтобы понять, что же с ними все-таки произошло.

Дебютировавший с «Диггерами» в полнометражном кино Тихон Корнев до этого поставил новеллу в альманахе «Мамы» и написал знатное количество сценариев, из которых действительно стоит выделить дилогию «Неуловимые» и недавний «Экипаж», где он был соавтором истории. Тихон явно не равнодушен к пугательному жанру, т.к. слишком много параллелей с известными фильмами возникает во время просмотра картины, да и сами герои открыто и тонко комментируют суть происходящего.

Профан никогда бы не подметил и не стал бы использовать такие приёмы. Корневу, несмотря на дебют, удалось очень точно провести всю работу, и, пожалуй, от начала и до самого появления монстра на экране во всей красе, а это внушительные сорок минут экранного времени, к режиссеру нет почти никаких претензий. Далее они появляются лишь перед финальными титрами, когда Корнев решается на смену основного жанра, уходит в мелодраму, а к этому совершенно никто из присутствующих явно не готов.

Сценарий проекта, хотя продюсеры настаивают на обратном, не оригинален. Почти десять лет назад выходила картина «Путевой обходчик», которая была слишком плоха, чтобы упоминать её более чем вскользь, но слишком уж у нее много параллелей с «Диггерами». Однако авторы современного фильма постарались. Их сюжет прост и понятен, каждый из героев отвечает за свою часть истории, такова уж жанровая необходимость, а главное сценаристам удается посмеяться над собой: персонажи частенько перебирают городские легенды и поминают другие фильмы ужасов.

Кстати, смеяться на сеансе «Диггеров» не только не возбраняется, а рекомендуется. История идет сразу в двух временных отрезках и они не прерываются и не пересекаются буквально до самого конца. Замечу, что авторы наконец-таки используют в диалогах давно зреющий у меня в голове план о том, что все это может быть просто сон, привет Олег Асадулин и «Фобос: Клуб страха», или они просто надышались какой-то гадости. А также сами себя обвиняют в том, что случилось, будто бы они нагнали злые силы в тот момент, когда состав остановился. Флешбеки удачно раскиданы по фильму и помогают зрителям лучше понять персонажей.

У героев почти нет «смешных» заученных диалогов, а глупости и недочеты начинают просматриваться только ближе к финалу истории. Опять же совершенно не ясно откуда взялся, об этом говорят буквально несколько слов, и какова предыстория «монстра». А неплохо было бы это использовать, и последние сцены картины кажутся переснятыми в угоду, видимо, продюсерам. Интересно, что же было в оригинальном, авторском варианте. Ведь вся жесть, показанная там, контрастирует с остальным, очень удачно придуманным и аккуратным ужасом всего происходящего, крови выливается много, а в итоге все показывается под соответствующий фильму рейтинг.

Ввиду небольшого бюджета в проекте почти не использовались спецэффекты. Монстра создавали с помощью грима и его проблема проста, когда создатели все-таки решаются полностью его показать, реакция зрителей получается обратной. Они не отворачиваются в страхе от ужаса, а с любопытством рассматривают получившееся чудо-юдо. Да и настоящего метро мы не увидим. Как рассказали создатели проекта, в настоящем метрополитене слишком светло и им бы не удалось создать необходимую атмосферу и напряжение, поэтому часть сцен пришлось выстраивать и снимать в тоннелях заброшенного завода.

Приглашение неизвестных пока широкому зрителю актеров дало возможность создателям хорошо сэкономить на их гонорарах и не дать публике шансов отгадать последовательность того, как, кто и в какой последовательности умрет.

По сути сериальный оператор Георгий Егоров оторвался на съемках «Диггеров» на полную катушку, испытав все возможности съемки, какие были только доступны создателям картины. Камера безостановочно движется, то преследуя героев, то вращается, меняет углы и оператор использовал все возможности, как будто случайно записанных съемок с уже лежащей камерой, как бы от первого лица, так и селфи палкой, которая быстро идет в ход совершенно не по прямому назначению. «Диггерам» вообще повезло выйти раньше другого российского ужастика «Дизлайк», где Павел Руминов тоже использует все возможности современных устройств.

В отличие от большинства коллег, продюсеры «Диггеров» отдали саундтрек во власть самых настоящих рокеров, которых направлял сериальный композитор Антон Новосельцев. Музыканты группы «Слот» и основатель команды «Бони НЕМ» Кирилл Немоляев сочинили довольно-таки тяжелый саундтрек. Он почти всегда очень вовремя приходит героям на помощь, но ближе к финалу начинает давить на уши, а зачем-то используемый создателями один и тот же музыкальный отрывок быстро заставляет публику заскучать и давит на нервы.

«Диггеры» - глоток свежего воздуха в засилье третьесортных ужастиков, которые пытаются снимать в нашей стране. Здесь создателям на руку сыграла их очевидная насмотренность всего, что возможно в жанре, ведь они хорошо понимают, как нужно прописывать героев и что без юмора и внятного линейного сюжета обойтись уж точно не получится. Да, к концу картина приобретает ненужные ей краски, сюжет уходит в совершенно не свойственный романтизм, но отношение в фильму уже сформировано, а значит зрители все равно досмотрят до конца. А главное, что после просмотра картины совершенно не хочется спускаться в метро. Особенно вечером. Значит с главной поставленной перед собой задачей «Диггеры» справились.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо