Стрелять не трудно, убивать - вот настоящая наука (с)

Фильмы-события в нашей стране становятся наконец-то некой системой: их выходит мало, но зато они стали привлекать внимание, в отличие от вездесущего авторского кинематографа. Александр Роднянский остается одним из немногих продюсеров, чьи картины всегда пользуются спросом как у российской, так и у заграничной публики, многие участвуют в международных фестивалях и к ним благоволит пресса. В его новый проект «Дуэлянт» очень хотелось верить, особенно в год российского кино, когда почти ни у кого не получилось выпустить действительно долгоиграющее кино. И речь сейчас идёт не о высоких сборах, а скорее о высоком качестве, соединённом со зрелищностью. Фильм с участием Петра Федорова и Владимира Машкова «Дуэлянт» не разочаровывает после просмотра. Это действительно дорогостоящая, костюмированная картина о вечных, но не таких избитых ценностях.

Жанр
Драма, приключения
Страна
Россия
Режиссер
Алексей Мизгирёв
Продюсер
Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Глеб Фетисов
В ролях
Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Юлия Хлынина, Сергей Гармаш и др.
Премьера в РФ
29 сентября 2016

Вторая половина девятнадцатого века. В Петербург после путешествия по Европе возвращается отставной офицер Яковлев. Он участвует в дуэлях за деньги и всегда выигрывает. Никто не может объяснить, с чем связано его везение, да и о прошлом героя мало что известно. Его же единственным желанием является месть, и он делает все, чтобы отыскать виновных и наказать их по всей строгости.

Александр Роднянский: «Нам с Сергеем Милькумовым [сопродюсер] хотелось бы найти настоящего героя, и получить возможность рассказывать длинные, полноценные истории. Петербург – изумительный город, один из самых красивых, и, извините за банальность, может стать местом, которое можно будет населять кем угодно. «Дуэлянт» - история, которая произошла в Петербурге девятнадцатого века, в этом есть и логика, и смысл. Сейчас время романтизма ушло, даже Джеймс Бонд превратился в потного, с трудом побеждающего в поединках человека. Самый популярный сериал в мире «Игра престолов» показывает мир фэнтези, где уничтожена сказка. И может быть это все - самое важное, что можно сказать про сегодняшнюю жизнь. Поэтому мы так и среагировали на историю, которую принес Алексей Мизгирева, на её интонацию, героя в том виде, в котором был оформлен девятнадцатый век».

Режиссёр и автор идеи Алексей Мизгирев и его команда разработали целый мир, в котором сама история дворянина Яковлева выглядит немного блеклой, т.к. она слишком простая, несмотря на все попытки разбить её на части и показывать зрителям в виде флешбэков. Как оказалось, даже в них есть шанс запутаться, хотя создатели все сделали для того, чтобы публике было проще воспринимать сюжет. Меняли образы исполнителей главной роли, переходили в воспоминания их состояний забвения.

При этом Мизгирёв отчасти сам загнал себя в рамки: придумав и разыграв на экране мир прошлого, он не ускоряет и не осовременивает его, из-за чего публике приходится несколько затормаживать восприятие и весь сеанс привыкать к неспешности истории, а так же поведению и мотивации героев, которая напрямую связана с дворянским кодексом чести и бессмысленными по своей логике убийствами, которые было принято называть благородными дуэлями. Режиссёр не боится сделать свою картину жестокой и кровавой, раз уж герои так принципиальны и отважны: камера не отворачивается, но и не наблюдает за происходящим с вожделением.

Алексей Мизгирев: «Сценарий я пробивал секунд тридцать, может быть тридцать пять. Сразу же, как только я озвучил замысел Александру Ефимовичу Роднянскому, по сути этим же вечером мы уже заключали договор на создание картины. Вообще вдохновился я на эту историю, проштудировав всевозможные дуэльные кодексы, надо заметить, не самую популярную литературу в наше время. Читая, я уцепился за слово «замена», то есть за то, что кто-то мог выйти стреляться вместо другого человека. И в этот момент у меня в голове полностью сложилась вся история».

Исполнителю главной роли Петру Федорову нравятся сложные персонажи. Дуэлянтовский Яковлев идеально подошел ему для перевоплощения: ему идут жёсткие внешние черты Петра, хоть и подкорректированные художниками по гриму. Федоров хорошо понимает своего «убитого» персонажа и легко вживается в обстоятельства на экране. Ему несложно сопереживать и ни на секунду не возникает сомнений, что перед нами на выступает настоящий дворянин. С Владимиром Машковым произошла обратная ситуация. Его герой постоянно повторяет одни и те же заученные фразы и на злодея, никак не тянет. Не верится, что он вообще смог прожить так долго, да и негодяй из него получился посредственный, то ли не доиграл, то ли не дотянули драматически.

Владимир Машков: «На счет злодея, мне кажется, самые настоящие злодеи - очень искренние люди, то есть он так должен скрывать свои злодейства, даже от себя, чтобы все были уверены в его правоте, и вот это было, пожалуй, самым сложным. В фильме есть фраза: «все люди лгут, пока не приняли какое-то решение". Вот вы сейчас еще не приняли решение, какое кино вы посмотрели, хорошее или плохое, так же и в жизни. А мой герой действительно бог лжи. Он сам себе поставил такую цель, я даже до сих пор не знаю правду или он говорил про свою жизнь или нет».

До этого не очень известная умница и красавица Юлия Хлынина изображает здесь «кнопочную» героиню, то есть появляется, когда нужно, и взаимодействует с героями при необходимости. Зато Франциска Петри, Мартин Вуттке и даже Пьер Бурель в крохотном камео проводят настоящий мастер-класс, они так играют своих героев, что в любое их действие в кадре веришь безоговорочно. А Александр Яценко даже нашел возможность отойти от своих классических, быдловатых героев и сыграл настоящего офицера.

Петр Фёдоров: «Я хотел бы отдельно заметить, что в картине «Дуэлянт» снимались очень красивые девушки. А свой только что полученный статус секс-символа я хотел бы передать Юле Хлыниной. Юль, я видел тебя голой и это как-то правильно, потому что в фильме было мало девушек, но они все равно стали ключевыми персонажами всего проекта.»

Давненько ничего не было слышно о работах оператора Максима Осадчего, который когда-то сделал себе имя на проектах Федора Бондарчука. Но «Дуэлянт» - это для него прямо перезапуск карьеры. Главный приём, на котором построен фильм, это пересказ истории как будто немного снизу - благоговейное наблюдение за историей. При этом его камера очень подвижна, но всегда стабильна: трясущейся a-la натуральной картинки вы в «Дуэлянте» не увидите. Что еще более отличает эту картину от стандартно снятых, сыгранных и разрекламированных проектов.

Много лет я являюсь поклонником саундтреков Игоря Вдовина. Для чего он их только не писал. Музыка в «Дуэлянте» вплетена в сюжет, развивается наравне с героями и плачет и переживает все события вместе со зрителями.

Алексей Мизгирев: «Я не опирался ни на какие литературные традиции. Это оригинальный сценарий, оригинальная история, не байопик, сюжет не основан ни на каких конкретных литературных аллюзиях. Там есть немного легенд и мифов, истории реальных дуэлей, проходивших даже не в Петербурге, а по всей стране в девятнадцатом веке. Фамилии персонажей я никогда не придумываю, у меня это не получается, всегда беру реальные прототипы, хотя от них здесь остались лишь инициалы. Но девятнадцатый век, как его воспринимает усредненный зритель, не имеет никакого отношения к тому, который был на самом деле.

Несмотря на большой разброс мнений по картине «Дуэлянт», это главная российская картина года, по масштабу, вложенным средствам, рекламе, занятым артистам, да и просто по эффекту, который проект производит на зрителей. Жаль Александра Роднянского с его командой нельзя клонировать, чтобы они могли заниматься сразу несколькими проектами подряд. Потому что, даже несмотря на не всегда стопроцентный положительный итог, под их началом выходят самые интересные кинокартины, фильмы-события, которые зрители не только смотрят, но и обсуждают. Главное, что очередной рубеж взят. И международный прокат «Дуэлянту» уже обеспечен.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо