24 сентября на российских экранах стартует «Эверест». Фильм, открывший 72-й Венецианский фестиваль и основанный на реальных событиях. О трагедии, которая нанесла серьезный удар по репутации коммерческого альпинизма. О людях, сумевших достигнуть Вершины мира и предела человеческих возможностей. И все это в формате IMAX 3D.

Эверест

Эверест Трейлер и обзоры Эверест

Жанр
Триллер
Страна
Великобритания
Режиссер
Бальтасар Кормакур
Продюсер
Тим Беван, Лиза Чейсин, Ники Кентиш Барнс
В ролях
Джейк Джилленхол, Кира Найтли, Джейсон Кларк, Робин Райт, Джон Хоукс, Эмили Уотсон, Сэм Уортингтон, Джош Бролин, Майкл Келли, Клайв Стэнден
Премьера в РФ
24 сентября 2015

«В мире есть лишь одно место, где можно обрести бессмертие, - пик великой и неприступной горы Эверест».

Картина повествует о событиях 1996 года. В центре сюжета две группы альпинистов, отважившихся на штурм высочайшей горы в дивный солнечный день, когда ничего не предвещало катастрофы. Тот период считается зарей развития альпинизма как коммерческой услуги для любого желающего. Все, что требовалось – обладать средствами, должной подготовкой и, разумеется, страстным желанием покорить Вершину мира. Эта экспедиция стала самой смертоносной в истории Эвереста. Очевидцы описали её в мемуарах, СМИ смаковали подробности, а кинопродюсеры присматривались к лакомому материалу и даже выпустили по свежим следам один фильм. Однако вписать его в историю кинематографа не получилось: проект получился однобоким и очевидно снятым в спешке. Подступиться к реализации «проекта-глыбы», чтобы показать Эверест во всём его пугающем величии, удалось лишь в 2011 году.

Пресс-показ фильма предваряло выступление выдающегося российского альпиниста Ивана Душарина, который сам не раз покорял злополучную вершину. Он заверил зрителей, что техническая часть фильма выполнена без существенных ошибок. Кроме того он подчеркнул, этот фильм много значит для российских альпинистов и будущих зрителей, т.к. одним из ключевых персонажей картины является советский альпинист Анатолий Букреев. Он лично спас троих членов своей группы во время снежной бури. Оттого еще до просмотра этот блокбастер, который поначалу может показаться типичным «кино-аттракционом», внезапно приобрел человеческое лицо, а рекомендация от настоящего профессионала заставила следить за происходящим вдвойне внимательно.

Итак, 10 мая 1996 года. Две группы альпинистов – новозеландские «Консультанты по приключениям» и американское «Горное безумие». Пройдя медосмотр, период адаптации к холоду и кислородному голоданию, освоив технику безопасности, эти люди были уверены, что готовы бросить вызов природе и, конечно, самим себе. Удивительно, какое разнообразие личностей собрал вокруг себя девятикилометровый гигант. Два гида с абсолютно разным подходом и отношением к риску, врач из Техаса, переживающий кризис в семейных отношениях, журналист Outside, почтальон-учитель, не добравшийся до пика в прошлом году, 47-летняя японка, решившая покорить последнюю из «семи вершин» - высочайших точек планеты. Глядя на таких непохожих персонажей, начинаешь осознавать, что восхождение на Эверест для каждого их них – это нечто большее, чем тяжелейший спорт. Это личностный подвиг, в котором процесс не менее важен, чем результат.

Персонажи картины - реальные люди, что естественно обязало актеров и создателей. Джейсон Кларк («Планета обезьян: Революция», «Терминатор: Генезис») исполнил роль лидера «Консультантов по приключениям» Роба Хола. Его персонаж как «курица-наседка» холил и лелеял участников своей группы, избегая рискованных ситуаций. Если в предыдущих проектах актерская работа Кларка терялась за спецэффектами или более колоритными персонажами, то в «Эвересте» он создал цельный образ ответственного и сочувствующего человека, для которого горы – это жизнь, а жизни других людей - богатство.

Роль лидера второй группы исполнил Джейк Джилленхол. Компания Скотта Фишера носит говорящее имя «Горное безумие», а сам Фишер подходит к своему занятию жизнерадостно и бесстрашно, покоряя клиентов своей харизмой, но осторожничая гораздо меньше, чем Хол.

Не менее яркий образ создал Джош Бролин. Наблюдение за тем, как его герой Бек Уизерс практически восстает из мертвых, будучи одним из самых слабых участников экспедиции, заставляет поверить в то, что сила человеческого духа в экстремальной ситуации может, если не сдвинуть гору, то хотя бы сдвинуть человека, которого оставили на этой горе умирать.

В других участников экспедиции перевоплотились Майкл Келли (Даг Стэмпер из «Карточного домика»), Сэм Уоррингтон («Аватар»), Джон Хоукс («Зимняя кость»).

Параллельно с тем, как альпинисты борются с леденящим холодом и бурей, километрами ниже разворачиваются другие человеческие драмы.

Немалая часть экранного времени определена под экспозицию базового лагеря – места в горах, откуда после недель адаптации альпинисты начинают заветный подъем. Все же коммерческий альпинизм – это индустрия, где процесс должен быть выстроен очень четко. Потому из базового лагеря восхождение контролирует менеджер и координатор группы в исполнении британской актрисы Эмили Уотсон. Несмотря на то, что она не бороздит горные вершины, холодным рассудком и неравнодушным сердцем она находится рядом с каждым из участников. Когда же события превращаются в трагедию, зритель будто стоит рядом с её героиней и с ужасом следит за происходящим, осознавая свое бессилие.

Еще более душераздирающим является ожидание новостей для семей альпинистов вдали от Тибетских перевалов. Роба дома ждет беременная жена в исполнении Киры Найтли («Анна Каренина», «Игра в иммитацию»). Оставить супругу в такой период кажется эгоистичным «горным безумием», однако героиня Найтли – сама альпинист и не понаслышке знает, чем занят её муж далеко от дома и насколько это для него важно. Сцены телефонных разговоров, в которых её героиня пытается дать мужу сил и мотивации для продолжения борьбы со стихией, – бесспорно одни из самых трагических в фильме.

Супругу героя Бролина сыграла Робин Райт. У многих зрителей её образ вызовет ассоциации с другой ролью - властной жены и бессменного партнера президента Андервуда Клэр из сериала «Карточный домик». Здесь Райт выглядит намного старше, однако похожим образом инициативно берет дело в свои руки и организует для мужа спасательную операцию.

Трагедия на Эвересте 1996 года – события, о которых был снят документальный фильм и написано несколько книг. Естественно, при наличии такого количества информации многие факты, с которыми работали создатели картины были противоречивыми. Огромной заслугой сценаристов Уильяма Николсона и Саймона Бофойя (номинант и обладатель премии «Оскар» соотвественно) является то, что они показали события той роковой весны беспристрастно. Восхождение на 8848 метров над уровнем моря – период, в течение которого тело человека начинает медленно умирать от переохлаждения и недостатка кислорода. Как заявляет герой Кларка, вопрос здесь только в том, чтобы успеть вернуться, пока процесс не стал необратимым. Естественно, такие нечеловеческие условия – это не просто физически невыносимая проверка на прочность. Почти на каждом этапе, а особенно при непредвиденном повороте событий, каждому из героев – лидерам или любителям – приходилось делать выбор, от которого порой страдали их амбиции, а иногда зависела их жизнь. Избежав собственных оценок, авторам картины удалось представить хронологию тех дней и поступки героев на суд зрителю.

Красота горных пейзажей и техническое совершенство картины поистине поражают, захватывают, пугают и леденят до мурашек. Режиссер картины Балтасар Кормакур родился в Исландии и привык к горной местности и низким температурам. Съемки же проходили, конечно, не на настоящей вершине, но на солидной высоте в 4877 метров в Гималаях, а также в итальянских Альпах и студийных павильонах. Актеры оставили на равнине ассистентов и, насколько это было возможно, «влезли в шкуры» своих прототипов, которыми стали защищающие от гипотермии костюмы. Камеры сбрасывались по частям с вертолетов и собирали прямо на съемочной площадке. Съемочный процесс прерывался из-за опасности схода лавин. Результат оказался достойным, по мнению профессионалов, что уж говорить о любителях. Вы будто сами почувствуете на себе колющий ветер, слепящее солнце, тяжелое дыхание, панический страх и безмолвное благоговение перед окружающей величественной красотой.

Сколько бы личных трагедий, взаимоотношений и конфликтов ни лежало в основе истории, но сюжетным, энергетическим и эмоциональным центром картины несомненно является Эверест. Гора, величие которой – самое яркое подтверждение тому, что человек на Земле не хозяин и возможности его не безграничны. Крутой склон, как метафора непростого пути личного самосовершенствования. Подъем, за которым неминуемо следует не менее сложный и опасный спуск. Путь от момента абсолютного триумфа до абсолютного бессилия. Путь, на котором необходимо найти компромисс между собственными амбициями и «земной» жизнью, любовью к близким.

Наверное, все это можно прочувствовать и осознать, лишь самому побывав на Джомолунгме. Не удивительно, если после просмотра фильма где-то в глубине души у вас появится такое желание.

«Эверест» поражает как визуально, так и эмоционально. От панорам горных перевалов действительно захватывает дух, а поведение персонажей вызывает множество вопросов, главный и самый интересный из которых: а как бы я поступил в подобной ситуации? Так что перед просмотром можете приготовиться к сеансу самоанализа на фоне удивительной, завораживающей, в прямом смысле «смертельной» красоты.

«У каждого свои причины стремиться к вершине, но последнее слово всегда за горой».

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично