«Акцио!» - тихо произнесла Джоан Роулинг и через 6 лет после выхода финального фильма про Гарри Поттера снова притянула в кинозалы зрителей. Слухи о том, что учебник про фантастических зверей может быть экранизирован, ходили давно. Но возникал логичный вопрос: как? Книжка на 125 страниц написана в формате справочника и не содержит в себе никакого мало мальского сюжета. Однако, как можно судить уже по вышедшему в прокат фильму, фантазия английскую писательницу явно не покинула. И она явно поднаторела в сценарном мастерстве. «Фантастические твари» не просто удались, они способны заманить в свои киносети даже тех зрителей, кто решительно отнекивался приобщаться к истории мальчика, который выжил. Ведь это совсем другая история…

Жанр  фэнтези, приключения, семейный

Страна Великобритания, США

Режиссер Дэвид Йейтс

Продюсер Дэвид Хейман, Стивен Кловз, Дж.К. Роулинг

В ролях Эдди Редмэйн, Джонни Депп, Джемма Чан, Эзра Миллер, Кэтрин Уотерстон, Колин Фаррелл и др.

Премьера в РФ 17 ноября 2016

Магозоолог Ньют Саламандр прибывает в Нью-Йорк 20-х гг с чемоданом, набитым необычными животными. По аналогии с сухим законом, в Америке в этот период как раз действует запрет на разведение магических существ. Но Ньют, как все профессоры, несколько рассеян. Для него нормально потерять пару-тройку опасных существ, посвятить в магическую жизнь магла, спасти мир между делом…

В этой как будто старой, но новой истории есть все составляющие, за которые мы полюбили киномир Гарри Поттера. Взмахи волшебными палочками, эффектные чары, необычные слова-заклинания и невероятные представления об устройстве магического мира. Вот только все эти маркеры, особенно произнесение заклинаний, были щедро разбросаны лишь в первых 15 минутах картины. Как будто пытались напомнить своей публике правила этой вселенной. Дальнейшие же события развивались так стремительно, что героям было не до объяснений. «Ты легилимент?» - спросит Ньют одну волшебницу? Она кивнёт головой и продолжит не вытворяя никаких пассов руками или палочкой, читать мысли. А у зрителей останется впечатление, что им явно чего-то не договаривают. Это фильм для своих. Для тех, у кого бегут мурашки от первых же звуков главной темы всей поттерианы авторства Джона Уильямса. Кто заранее простил ещё не виданной картине все возможные огрехи и пришёл в кинотеатр с ощущением, что он возвращается домой.

Читали уже подобные описания, да? Год назад, когда домой возвращались Хан Соло и Чубакка. Но правды ради надо отметить, возвращение в эту вселенную оказалось куда более успешным. Ведь Джоан Роулинг не стала цитировать саму себя, а придумала совершенно новую запутанную историю со сложными причинно-следственными и родственно-дружескими связями. Лишь слегка разбросав по фильму пару знакомых имён.

Есть ощущение, что Эдди Редмейну не надо играть персонажей «не от мира сего» - он как будто и сам такой. Однако старательную игру, серьёзную особенно в самых комичных моментах, он выдаёт согласно правилам британской драматической школы. Ему в пору и ретро-сюртук, и кривая стрижка на вьющихся рыжих волосах, и сквозящая в каждом жесте робость, в которую очень легко поверить тем, кто не видел выходы актёра на красную дорожку - уверенным модельным шагом. Так же уверенно он исполняет брачный танец магического носорога, так же уверенно и вместе с тем трогательно разыгрывает сцену с зелёным мешком, который на экране превращается в роскошную птицу-гром. У Рэдмейна явно нет проблем с взаимодействием с несуществующими объектами. Что делает его колдовство весьма убедительным.

На фоне Рэдмейна остальные волшебники несколько теряются, да и на них едва ли делается акцент. Тут главное дождаться триумфальных жестов от Колина Фаррела, который исполняет роль мракоборца Грейвса. Но лично меня от его игры постоянно отвлекало роскошное пальто с белыми вставками. Фаррелл, как и Редмейн, отыгрывал знакомый или как минимум ожидаемый типаж. Тем же занимаются пока ещё не растиражированный Эзра Миллер и подзабытая Саманта Мортон. По всем канонам развивается история симпатии между смешливой героиней Элисон Судол и обаятельным тюфячком Дэном Фоглером.

Лишь Кэтрин Уотерстон ходит по площадке как неприкаянная. Как будто её единственную не радует попадание в магический мир. Но может это роль такая? Ведь её персонаж - мракоборец в отставке Порпентина Голдштейн - из разряда людей сомневающихся и одновременно растерянных. И непривычно видеть вот это смятение на лице девушки, которая своими откровенными нарядами, состоящими только из бус, сводила с ума Хоакин Феникса и выносила мозг Майклу Фассбендеру. Но в целом если всмотреться в кастинг «Фантастических тварей», то довольно легко угадать, кто кем обернётся к финалу. Другое дело, что все эти типажи разыграны действительно на высоком уровне и главное с чётким осознанием: мы тут снимаем сказку - реализм к чёрту.

Весь антураж чрезмерно красочный и витиеватый. Спецэффекты и мастерски отрисованные твари - запредельно яркие, броские и блестящие. Жесты и мимика утрированы. И все эти составляющие работаю на главную функцию, пожалуй, любой киносказки - вырывают из реального мира на 2 часа.

Особо пытливый зритель, разумеется, разглядит в этом фильме уважительное цитирование фентези и фантастической классики. Но тут стоит уже кивнуть в сторону крепкого ремесленника Дэвида Йейтса, для которого фильмы о вселенной имени Джоан Роулинг станут едва ли не главными в карьере. Постановщик использует узнаваемые мизансцены не от бессилия придумать что-то своё. Он словно переплетает между собой несколько культовых миров, намекая, что не так уж сильно они отличаются друг от друга. Особенно Магический Конгресс Управления по Северной Америке от офиса Людей в чёрном.

Важная составляющая Тварей - хороший юмор. Пару раз, конечно, сценаристы границу перешли. Но сделаем скидку на то, что в учебнике про фантастических животных действительно встречаются упоминания поп. Вроде как против написанной заранее правды не попрёшь. В остальном это ненарочитые шутки, которые рождаются из ситуаций, а не как отдельно поставленные номера: «А теперь, уважаемые зрители, будет смешно». Причём за юмор отвечают не только магл-толстяк и его очаровательная подружка, но и нарисованная зверушка, которую первые российские зрители упорно отказываются называть нюхлем, и кличут, кто кротом, кто утконосом. Хотя по факту тогда это ещё и кенгуру… В общем, типичная фантастическая тварь, чья сверхзадача - развлекать публику и провоцировать своего владельца Ньюта на рискованные предприятия.

Но что ещё важнее, «Фантастические твари» при всей своей ирреальности не смотрятся как детская сказочка. Серьёзный актёрский состав потребовался Йейтсу не только, чтобы создать суперуспешное кино, но и чтобы разыграть пусть и классическую, но драму с мощным, разрывающим финалом. Пожалуй, в этом и есть главное наследие Гарри Поттера, который рос вместе со своими зрителями и с каждым фильмом всё смелее рассуждал на тему места в обществе, самоопределения, опасности власти, бремени инаковости и, самое главное, смерти.

«Фантастические твари и где они обитают» - убедительный пример развития целой вселенной, которая мало того, что не изжила себя, она действительно вырастила целое поколение зрителей и доказывает им, что ещё способна чем-то удивить. Когда в зале 25-30-летних больше, чем детей, и они аплодируют, смеются и ахают - это дорогого стоит. На лицо новый (ну, относительно) кинокульт, отнюдь не бестолковый и невероятно качественный. И вроде даже хочется придраться, но получается пожурить только за затянутый и излишне романтизированный финал. Который, разумеется, обещает нам в скором времени вернуть Ньюта Саламандра в Нью-Йорк или просто на киноэкраны.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо