"300 спартанцев: Расцвет империи" (300: Rise of an Empire) [2013]

Режиссер: Ноам Мурро
В ролях: Салливан Степлтон, Ева Грин, Лина Хиди, Родриго Санторо, Кален Малвэй

Давай за...

В то время как 300 храбрых спартанцев подымаются на защиту Спарты, в Афинах также готовятся к неизбежному вторжению армии Ксеркса с моря, которое талантливый полководец Фемистокл надеется отразить, как однажды уже сделал при Марафонской битве. Но войсками руководит беспощадная и одержимая Артемисия, жаждущая стереть весь греческий род с лица Земли. И на Фемистокла у неё есть персональный зуб.

alt

Шесть лет назад Зак Снайдер развил идею Роберта Родригеса из «Города Грехов», интегрировав графичность журнала в комикс-жанр. И если в «Порочном городе» вы всё ещё будто бы листали страницы, то в «Спартанцах» реальные исторические события так ловко переплелись с откровенно комиксными персонажами и бруталом, что это казалось не иначе новым словом в жанре. При всей эпичности, жесткости и кровавости видеоряда «300», пенять оставалось, разве что, на некоторые сюжетные шероховатости, типа проваленной интриги с горбуном (мало того, что «квазимодо» смотрелся в этой истории довольно странно, так ещё и оказался сбоку-припеку со своим малорешающим предательством) или бледной концовки, когда все бойцы в один миг сливаются.

alt

И вот теперь, когда уже никто и не ожидал, вышло продолжение комиксного греко-перского эпоса. Из-за занятости, Снайдер доверил съёмки израильскому режиссёру Ноаму Мурро, известному по проходной комедии «Умники» с Денисом Куэйдом. За собой же Зак оставил немаловажное – сценарий и продюсерские обязанности. И этого, похоже, оказалось вполне достаточно. С первых же минут масштаб постановки вгоняет в кресло, и вообще выветриваются всякие сомнения относительно качества работы.

alt

Что сходу становится заметно, это реальное ощущение объёма событий. В первой части, несмотря на зверские «муравьиные» бои и облака стрел, до конца не покидало ощущение, что против многомиллионной армии персов выдвинулись помахать саблями от силы человек тридцать. Да, Джерард Батлер, Майкл Фассбендер, Винсент Риган, Дэвид Уэнем своими талантами поддерживали иллюзию множественности войска, но по сути, как ни крути, и сколько бы трупов там не валялось, а видишь всё тех же тридцать человек. В «Расцвете империи» такого просто нету. Дружеская ватага крестьян, художников, поэтов равномерно распределяется по кораблям, выполняя сразу 2 задачи:

1. показывает, что снова с безмерной персидской чумой борется отважная группка народу

2. что эта же группка может ловко лавировать и наносить смачный урон вражеской артиллерии.
 

alt

Графичность постановки тоже никуда не делась. Войны летают с обрыва с мечом наперевес и рубятся просто на мясо. «Руки-ноги, дэнс, голова» - всё отлетает в разные стороны (раз уж тут 3 ДЭ, вполне, естественно, что и в камеру тоже). Кровища вообще хлещет при любом раскладе. Кажется, что дотронешься чем-нибудь острым до фигурантов, и они полопаются как комары. Несмотря на преимущественно ночные баталии, съёмки в зрелищности отнюдь от этого не потеряли, глаза не устают. Ну а морские сражения, напротив, добавили наступлениям стремительности. Откровенно компьютерная натура проступает, разве что, в совсем уж перезакрученной сцене с прогоном по тонущим кораблям на коне. Смотрится, как заставка к игрушке Warcraft.

alt

Теперь касательно сюжета. Как оказалось, дело мы имеем не совсем с продолжением. Афинская линия развивается попутно событиям, произошедшим в первой серии. Да и Ксеркс теперь оказывается не единственной проблемой греков. Вполне возможно, что сюжет иного комикса Миллера пытались интегрировать в события первой картины, и это оказывается хорошим ходом. Персонажам фильма всегда не хватало объёмности. Будь они даже в первом фильме в 3D, они всё равно казались несколько одномерными. А в «Расцвете империи» основные действующие лица, и старые и новые, хоть немного, но обрастают мясом, за счёт доблестного прошлого или искарёженного трагического детства. И это к стати, потому что царю Леониду с его горящими глазами в новом фильме замены не нашлось. Степлтон хоть серьёзен и атлетичен, но харизмой порвать экран он не в силах. То же касается и Калена Малвэя, который, в целом, неплохо косит под Мэттью Макконахи, но не подымается выше обстоятельств. Но эта проблемка искупается новой злодейкой в исполнении Евы Грин. Ради неё, наверное, и стоило затевать новый фильм. Персонаж Артемисии такой злобный и с таким огоньком сыгран, что страшный трёхметровый золотой Ксеркс сдувается аж на третий план. Кстати, про гигантов. В этот раз умудрились обойтись без всяких новых мутантов, типа зомбаря из «300». Оставили только горбуна, который уже, не отвертеться, при деле. Что тоже хорошо, ибо даже в псевдоисторическом кино такие «кадры» смотрятся инородно.

В итоге, имеем качественный и зрелищный блокбастер, хоть по-прежнему и не предлагающий какой-нибудь особенной глубины и закрученности сюжета (видали мы комиксы и поизобретательней), но как античный боевик, работающий на все свои деньги.
Также вы можете прочитать обзор с пресс показа, где рассказывается о процессе создания картины.

7
Трейлер и обзоры фильма 300 спартанцев: Расцвет империи