27 февраля Нил Бломкамп опубликовал публичное извинение за свой второй фильм, «Элизиум»: «Да, облажался по полной». Я, несмотря на поздний час, начала громко аплодировать (соседи привыкли к тому, что у них за стенкой неадекват). Вот молодец человек, умеет признавать свои ошибки. Но, что самое главное, умеет их исправлять. И вот я выхожу из кинотеатра после пресс-показа «Чаппи», весело размахиваю аккредитацией с автографом Сигурни Уивер и публично заявляю: в киноиндустрии есть новый, крепкий и оригинальный режиссёр-фантаст. А фильм «Робот по имени Чаппи» - прекрасный образец авторской фантастики, который лично для меня является фаворитом среди премьер этой недели.

Робот по имени Чаппи

Робот по имени Чаппи Трейлер и обзоры Робот по имени Чаппи

Жанр
Боевик, Триллер
Страна
Мексика, США
Режиссер
Нил Бломкамп
Продюсер
Саймон Кинберг, Джеймс Битонти, Виктория Буркхарт
В ролях
Шарлто Копли, Хью Джекман, Дев Патель, Брэндон Оре, Сигурни Уивер, Хосе Пабло Кантильо, Миранда Фригон, Шон О. Робертс, Йоланди Фиссер, Роберт Хоббс
Премьера в РФ
05 марта 2015

О чём фильм

Самое ближайшее будущее. Не сильно оригинально, да? Йоханнесбург от преступников охраняет отряд «скаутов» - титановых роботов-полицейских, которых разработали и собирают на местном заводе. Вообще не оригинально. Неутомимый разработчик «скаутов» Дион Уилсон (Дев Патель) не останавливается на достигнутом и мечтает создать искусственный интеллект: наделить робота способностью думать, чувствовать, творить. Широко зеваю. Директор корпорации Мишель Брэдли (Сигурни Уивер) считает это предприятие невыгодным и не разрешает Диону взять какого-нибудь списанного робота для экспериментов. Вы всё ещё читаете?Тогда Дион, вдохновившись картиной на рабочем столе, похищает своё же творение с завода и внедряет в него новую программу. Постойте, я вам ещё на рояле поиграю! А Диона в свою очередь похищают местные отморозки. И вот тут начинается настоящая история.

Чаппи — так окрестили украденного робота — с обновлённым ПО становится похожим на ребёнка. Которого нужно учить словам, воспитывать, объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо, что считать нормой, кого считать врагом... Электронные мозги позволяют «скауту» развиваться практически моментально. Вот только есть несколько проблем. Первая: у робота есть хороший с социальной точки зрения создатель — родитель №1, и папа №2 — отпетый преступник Ниндзя. Вопрос: кого слушаться? Вторая: на Чаппи открыл настоящую охоту другой изобретатель. Задача — уничтожить. Ну, и третья, Чаппи забыли предупредить: даже титановая оболочка может быть смертной...

Самый человечный робот

Нет, по-хорошему, Нилу Бломкампу руки бы оторвать за то, что он пишет и как он это потом экранизирует. Выудить столько сильных, ярких эмоций из первых зрителей за какие-то 2 часа, заставить полюбить робота и возненавидеть Хью Джекмана. А? Каково? С другой стороны, ну, а когда вы в последний раз вот так сопереживали машине? Я — в детстве. Когда смотрела оригинальную трилогию «Звёздные войны» и каждый выстрел в голову R2D2 отдавался у меня приступом мигрени.

Фильмов про роботов, которые хотят жить как люди, снято немало. «Двухсотлетний человек» «Я, робот» и недавний «Страховщик» - это первое, что приходит в голову. И там есть эмоция, но она несколько иного толка. Местные роботы — зрелые особи, которые всем своим видом демонстрируют своё превосходство над человечеством. За ними любопытно наблюдать, но не более. А Чаппи зрители как будто нянчат: с младенчества до финального... не скажу, чего. Люди в фильме отходят на второй план. И смерть каких-то героев (а Бломкамп, я уже поняла, не гуманист ни разу) не трогает так сильно, как сцена «взросления» титанового робота и его лихорадочные попытки спасти СВОЮ жизнь.

Причина такой человечности Чаппи не только в прописанном поведении, словах, но и в том, как робот выглядит на экране. Есть стойкое ощущение, что это существо — не нарисованное на постпродакшене изображение, а реальный персонаж, который ходит рядом с актёрами, спотыкается об рельсы, проливает молоко (нафига роботу молоко?). И действительно, заглядываешь в пресс-материалы, и узнаёшь, что Чаппи сыграл от первой и до последней сцены ходячий талисман Нила Бломкампа, актёр Шарлто Копли. Тот дядька с бородой из «Элизиума» и без бороды из «Района №9». Компьютерно созданная броня позволяет Бломкампу снимать сцены по эмоциональной жестокости сравнимые с корейскими боевиками. При этом ему даже претензии не предъявишь. На экране крови нет? Нет. Значит всё цензурно. А то, что сердце у зрителей кровью обливается, ну, так на это и рассчитано.

Вообще, меня уже в третий раз удивляет, каким видит мир этот довольно молодой режиссёр. По Бломкампу человечество по сути своей порочно и склонно к насилию. Дай только повод. А любимая площадка для съёмок — южноафриканское гетто, настоящие задворки человеческого быта, где всё решают бабки и пушки. Но, чёрт, Нил, даже я не ожидала, до какой крайности ты доведёшь своего антагониста...

Опять он, опять в Москве

Хью Джекман — во всех смыслах выступил тяжёлой артиллерией в «Чаппи». Для начала, имя этого актёра приведёт в кинотеатры немало не совсем целевой аудитории. Потому что Хью классный. А уже в самом фильме зрители увидят, каким обезумевшим может быть их любимчик. Ярость Росомахи ничто по сравнению со злобой отставного военного и инженера Винсента Мура. Которая нарастает в геометрической прогрессии по ходу фильма: от ненависти к изобретателю Чаппи до ненависти ко всему живому. На фоне агрессии героя Джекмана жестокость преступников в исполнении группы Die Antwoord выглядит комичной.

А ещё у Винсента есть «Лось»: гигантский уродливый робот-убийца, который, как вы понимаете, стоять в гараже долго не будет. Хотите увидеть, как в альтернативной вселенной Тони Старк сходит с ума? Смотрите «Робот по имени Чаппи», а не новый трейлер «Эры Альтрона».

Однако не работа над характером персонажа стала основной темой моего разговора с Джекманом. «Что за дебильную причёску они вам там придумали?», предварительно извинившись, спросила я. «Я рад, что вам не понравилась моя причёска», - Джекман смеётся. - «Я представлял Винса таким парнем, которого никто в офисе не любит, но почему-то побаиваются. А он думает, что он крутейший мужик. Потому что он бывший военный и у него такая причёска. Он ещё одевается как бойскаут: шорты в клеточку, рубашка-хаки... Нил специально придумал такой отталкивающий образ. И я действительно одобряю, что он вам пришёлся не по вкусу».

Вообще, нарушая логику повествования, надо отметить: перед тем, как разыграть серьёзную трагедию на экране, режиссёр прилично рассмешит зрителя. Расслабит перед тем, как врезать прямиком в солнечное сплетение. И причёска Хью Джекмана — один из этих комических элементов.

Но вернусь ненадолго к западным гостям. Ведь сейчас всех волнует вопрос про съёмки пятого «Чужого», да? А тут, в «Чаппи» как раз и состоялась встреча Нила Бломкампа - будущего постановщика космического ужастика — и самой Рипли! Сигурни Уивер повергла всех журналистов в какой-то священный трепет одним своим появлением. А Джекман подлил масла в огонь. Рассказал, что первые три дня съёмок флегматично спокойный Бломкамп ходил по площадке, трясся и повторял: «О боже, Рипли здесь...»

Ценительница хорошей фантастики, Уивер призналась, что готова была сниматься у молодого режиссёра в любой роли: ей нравится его стиль. А эту — роль директора корпорации по производству роботов, Бломкамп в буквальном смысле подарил Рипли на день рождения. Дева Пателя тоже долго уговаривать не пришлось на роль очередного ботаника. Тем более что «Чаппи» позволяет увидеть в этом как будто однотипном актёре фактуру (подслушала я разговор умных коллег). В смысле, ботаник Дион — это такой растущий вместе со своим роботом организм. И не сказать, что роль прям выдающаяся, но он там на своём месте. А большего уже и не надо.

Жанр имени Нила Бломкампа

Что-то разошлась я сегодня... Но подытожить надо. Фильм «Робот по имени Чаппи» можно считать дипломной работой самородка из ЮАР, которую он сдал строгим профессорам-продюсерам на «отлично». Бломкамп утвердился в жанре обострённо-социальной фантастики и сумел довести свой дорогостоящий концепт до визуального и, главное, сюжетного ума. Надёргав идей из классических книг и фильмов, режиссёр умудрился замешать абсолютно авторский коктейль. Тут вам юморок в виде оседающей пенки. Плотный слой социальной драмы на подложке из научной фантастики. А на самом дне — пара капель надежды на будущее. Или безысходности. Это уже кто как сам для себя решит.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично