В последний раз безмятежный режиссер Джим Джармуш представлял каннским зрителям свое очередное киноразмышление в 2013 году, когда приехал на французский смотр с суицидально-романтичной вампирской драмой «Выживут только любовники». Тогда его на кроваво-красной дорожке поддерживали бледнолицые и как будто бы по-настоящему сосущие чью-то жизненную силу Том Хиддлстон и Тильда Суинтон. И в рамках всего мероприятия эти двое смотрелись действительно как эталон изысканности и аристократизма. Спустя три года Джармуш вновь возвращается на свой, кажется, самый излюбленный фестиваль для того, чтобы продемонстрировать не одну, а сразу две ленты: поэтичный киностих «Патерсон» и бунтарскую панк-рок документалку «Gimme Danger. История Игги и The Stooges». На международной премьере последней независимый постановщик появился перед объективами фото-журналистов со своим скандальным и эпатажным другом Джеймсом Остенбергом-младшим (он же Игги Поп), который был одет в пиджак на голый торс. Российская премьера этой картины-интервью состоялась на открытие программы Beat Weekend 2016, и после просмотра относиться к ней можно так же, как и к внешнему виду «дедушки» гранжа: вроде бы она и хочет оголить весь тот непокорный дух музыкантов из группы «The Stooges», но правила приличия все-таки требуют прикрыть верхней одеждой некоторые не совсем красивые темы.

Gimme Danger. История Игги и The Stooges

Жанр
Документальный, музыка
Страна
США
Режиссер
Джим Джармуш
Продюсер
Хосе Ибаньес, Картер Логан, Фернандо Суличин
В ролях
Юэн МакГрегор, Игги Поп, Майкл Уотт, Рон Эшетон, Джеймс Уильямсон, Скотт Эшетон, Дэнни Филдс, Kathy Asheton, Steve Mackay, Эд Сандерс
Премьера в РФ
24 ноября 2016

«Мы находимся в не установленном месте и расспрашиваем Джима Остерберга о «The Stooges», величайшей рок-группе всех времен» - именно с этих слов Джим Джармуш начинает обращение к сидящему напротив Игги Попу. Тот одет в непримичательную футболку и свободные джинсы, а вокруг него находятся корзина с грязным бельем, мусорное ведро и, предположительно, стиральная машинка. Казалось бы, ну вот, с позволения режиссера зритель сейчас и начнет копаться во всем этом распущенном образе жизни, который вели на протяжении всего карьерного пути участники группы. Возможно, в чем-то получилось бы разобраться и обелить некоторые эпизоды биографии, а что-то так и осталось бы вонять в мешке отбросов. Но видно, что Джармуш и Игги Поп - хорошие приятели, которые давно уже, скажем так, спелись и никто из них не будет говорить друг о друге что-то постыдное или что-то непристойное. А непристойного за жилистыми плечами Попа действительно была смрадная куча всего.

Многим постоянным фанатам «The Stooges», конечно же, известно о том, что фронтмен их почитаемой группы в далекой молодости был зависим от героина. И эта губительная слабость преследовала его на всех самых значимых выступлениях, концертах, встречах, записях и так далее. Известно, что после 1975 года Игги Поп ложится в психиатрическую клинику для излечения от смертельного пристрастия. Но если, как говорит сама еще до сих пор живая легенда, своим альтернативным направлением в музыке и причудливым поведением на сцене он просто помог прикончить 60-е, то наркозависимость просто помогла прикончить группу «The Stooges». За всю свою почти что 50-летнюю история коллектив пережил смерти многих своих основных участников: барабанщика Скотта Эштона, его брата гитариста Рона Эштона, басиста Дэвида Александра и многих других. И каждому Джармуш выделяет небольшое посвящение с какой-то сохранившейся из личного архива лучшей фотографией.

Правда такие сохранившиеся материалы используются создателем ленты не только для минорных вставок, чтобы про себя зритель мог оплакать очередную жертву рок-н-рольного безумия. Для курьезных случаев Джармуш повыдергал из семейных альбомов самые нелепые и по-хорошему абсурдные снимки. Например, диковатый фрагмент с одного из выступлений «The Stooges», где вокалиста запечатлели на четвереньках, в собачьем ошейнике из ближайшего зоомагазина и с проводом от микрофона в зубах. Знаменитый сингл «I Wanna Be Your Dog» в буквальном представлении.

Как же без фонового саундтрека. Хитовая песня, которая самыми авторитетными изданиями выделена выше всех прочих записей Игги Попа за время его творчества, звучит как тяжелый и беспорядочный гимн контркультурного поколения 70-х и 80-х годов. И врубается на полную мощность только тогда, когда не особо удачливая группа по хронологическому порядку дошла до очередного звездного часа. Ну, а еще, этот скудный по количеству аккордов трек отлично показывает одно из важнейших правил написания популярной вещи: слов в песни должно быть не больше 25, а не как у Боба Дилана - «бла-бла-бла».

Пусть на фолк-исполнителя Боба Дилана группа «The Stooges» не произвела никакого впечатления, но зато свои террористическим настроем Игги Поп повлиял на большое число других общеизвестных музыкантов, играющих примерно в том же агрессивном жанре. Пущенные, как из автоматной очереди, непрерывным потоком перед заключительными титрами обложки альбомов таких групп, как, например: «Sex Pistols», «White Stripes», «The Clash», «Nirvana», «R.E.M.» и других - на самом деле по-настоящему дают понять, чей обнаженный торс стоял у начала прото-панка. А после этот торс подходил к краю сцены и показательно падал в необузданную толпу. Сам Джим Джармуш, наверное, с этой документальной работой тоже в каком-то смысле падает в толпу зрителей, чтобы та или поймала его, подняв над собой на руках, или расступилась бы перед падающим телом, чтобы оно с силой шмякнулось о пустой танцпартер. Но ведь Джим Джармуш однозначно такой же бунтарь от мира кино, как и Игги Поп - от мира музыки. Он просто покажет всем средний палец на фотоколле на Каннском фестивале, как в 2010 году в Зале славы рок-н-ролла группа «The Stooges» в своем «дожившем» составе показывала факи всем присутствующим там представительным гостям.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо