«Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели» (с) Константин Циолковский

…я дотянула до последнего. Мне не хотелось делиться впечатлениями с пресс-показа этого фильма ни с кем. Несмотря на его зрелищность и статус блокбастера. Несмотря на актёров, имена которых способны привлечь даже не поклонников жанра. Несмотря на поразительные факты производства ленты. Удивительно, как за 165 миллионов можно снять «кино не для всех». И в данном случае это похвала.

Интерстеллар

Интерстеллар Трейлер и обзоры Интерстеллар

Жанр
Приключения, Боевик, Фантастика, Детектив
Страна
Великобритания, США
Режиссер
Кристофер Нолан
Продюсер
Кристофер Нолан, Эмма Томас, Линда Обст
В ролях
Мэттью МакКонахи, Уэс Бентли, Энн Хэтэуэй, Кейси Аффлек, Джессика Честейн, Тофер Грейс, Майкл Кейн, Маккензи Фой, Джон Литгоу, Эллен Бёрстин
Премьера в РФ
06 ноября 2014

Да что там, ода братьям Нолан. Их «Интерстеллар» оживляет в памяти лучшее, что есть в мировой фантастике. Причём даже не кинематографической, а в первую очередь книжной. Артур Кларк, Клиффорд Саймак, Станислав Лем, Роберт Хайнлайн – вот то наследие, которое отчётливо просматривается в этом абсолютно уникальном, авторском сюжете. И как хотелось спрятаться с теми книгами в своей комнате под одеялом, чтобы мои впечатления не достались больше никому, так и «Интерстеллар» хочется смотреть одной в огромном IMAX-зале. Снова и снова.

О чём фильм:

Фантасты не раз предупреждали человечество: при таком потребительском отношении к Земле, планета скоро взбунтуется против своих детей. В некоем будущем, а может параллельном нам мире именно это и произошло. Болезни уничтожают целые виды растений, оставляя людей голодать. Развитие науки и техники замерло, ведь все инженеры и учёные теперь стали фермерами. Вот и Купер тоже стал фермером. Когда-то лучший пилот NASA теперь выращивает кукурузу, чтобы прокормить себя, двоих детей и отца жены. Но чувство ответственности совсем не заглушает страсти к полётам.

А острый ум инженера цепляется за любые возможности себя проявить и приводит Купера (и его маленькую, но очень сообразительную дочь) к секретной космической базе. Оказывается, в NASA тайком от людей разрабатывает план по спасению человечества – переселение в другую галактику. Как туда попасть? Да вот же, кто-то повесил недалеко от Сатурна Чёрную дыру, по другую сторону которой есть варианты пригодных для жизни планет. О чём красноречиво сообщают послания участников первой экспедиции. Купер и несколько учёных принимают непростое решение: оставить Землю, близких, чтобы найти всем новый дом.

Кто играет

Научно-фантастический сюжет не был бы таким наполненным, если бы в его сердцевине не заключалась напряжённая драма - противостояние личных страстей некоему общественному долгу. Вот это и должны были отыграть актёры. Режиссёр Кристофер Нолан гордится своим кастингом, в котором звёздных имён, пожалуй, не меньше, чем в том же «Начале».

Мэтью МакКонахи был выбран на роль Купера до того, как получил своего «Оскара» и мировое признание недюжего актёрского таланта. И на нём удивительно ладно сидят и земные джинсы с землистого цвета курткой, и костюм астронавта (в отличие, например, от Джорджа Клуни в «Гравитации»). А внутри самого Купера так же ладно сочетаются любовь к детям, способная довести до слёз даже чайлдфри-зрителей, и по-настоящему поглощающая страсть к исследованию космоса. Можно ли назвать Купера положительным персонажем? Пожалуй, нет. Положительной скорее является его движущая сила. Которую МакКонахи выталкивает сквозь экран. И это тот случай, когда после фильма хочется позвонить родителям. Точнее отцу.

Энн Хэтэуэй не устаёт поражать конкретно моё воображение. Надо же, как я терпеть не могла её в роли какой-то там принцессы, и как её кино-экспрессия завораживает сейчас. В «Интерстелларе» её Амелия утолит зрительскую жажду штампов, за которые просто необходимо цепляться. Иначе вас просто снесёт потоком оригинальности. Но и удивить тоже получится.

Ведь чем среди прочего хорош этот фильм: ну, нет тут хороших и плохих людей. Здесь просто есть люди, заброшенные в фантастические и трагические обстоятельства. И каждый ведёт себя так, как возможно повели бы себя я, мои друзья, соседи по ряду в кинозале. Фантастическая сценарная честность. Которой Джонатан Нолан, автор этого невероятного сюжета, должен гордиться.

Вечный обитатель фильмов от К.Нолана – сэр Майкл Кейн – уверенно занимает кресло главного земного учёного. Что, в общем-то, вполне предсказуемо и ожидаемо. Равно как и точная актёрская игра, которую уже и описывать-то нет смысла. Сейчас все рассуждения на тему «Майкл Кейн в новом фильме» сводятся к одному вопросу: это третий «Оскар»? В данном случае – нет. За мастер-классы обычно гонорары платят.

С героями Кейси Аффлека, Джессики Честейн и Мэтта Деймона я предлагаю зрителям познакомиться самим.

А вот кого ещё хочется отметить, так это Макккензи Фой. Которая сыграла дочь Купера, Мёрфи. Юная актриса сразила наповал своей детской красотой в последних «Сумерках». А сейчас она уже подросток. Нескладный, живой и, кажется, одарённый.

Экранизация формулы

Я обещалась больше не писать о деталях производства фильмов, чтобы не растягивать текст до размеров пересказа «Войны и мира». Но сейчас без этого, кажется, просто не обойтись. Ни один из трёх трейлеров не передаст той затягивающей силы, которой обладает визуальный ряд «Интерстеллара». И кто-то скажет: ну, это же фантастика, нарисовать можно, что угодно.

Да, это фантастика. Но основанная на реальном научном исследовании. Физик-теоретик, специалист по гравитации, Кип Торн в более-менее простых словах объяснил братьям Нолан своё представление о Чёрных дырах. Чтобы те, в свою очередь, в ещё более простых словах и с картинками объяснили это зрителям.

В компании физика видели так же Майкла Кейна и Джессику Честейн. Но больше всего времени Кип Торн провёл с графическими дизайнерами. Его совершенно неподъёмные для моего понимания формулы превратились в фантастически красивое зрелище, которое стало венцом изображения космоса от Кристофера Нолана. И если откинуть всю «земную» составляющую «Интерстеллара», эту картинку легко можно показывать в планетарии.

Кроме того, вмешательство учёного понадобилось, чтобы объяснить зрителям сюрпризы, которые преподносит в космосе время. Эдакая «Москва-Кассиопея» для взрослых. И к чести сценариста, а так же переводчиков, надо отметить: лично я, гуманитарий от пяток до макушки, поняла всё с первого раза.

Фантастическая фантастика

Знаете, что самое сложное в моей работе? Писать о фильме, который действительно понравился. «Интерстеллар» - этот тот проект, в котором, конечно, есть недостатки, но замечать их мне совсем не хочется.

Братья Нолан окончательно и бесповоротно утверждаются в статусе творцов, у которых в Голливуде нет конкурентов. Потому что они оригинальны с одной стороны, и абсолютно ориентированы на зрителя с другой. Хотя, как я писала в начале, «Интерстеллар» - всё же фильм не для всех.

Во-первых, он заставляет думать. Это действительно умное кино, которое полностью отвечает своему жанру. Это именно научная фантастика.

Во-вторых, он заставляет чувствовать. Плакать, задыхаться, волноваться, удивляться…

И получается, что вы сидите в кинозале, мозг работает на полную катушку, пытаясь понять научные теории и то, как Нолан умудряется снимать такое кино, а сердце бешено колотится или замирает, в зависимости от того, что вы наблюдаете на экране. Интересно, во сколько g можно оценить такую перегрузку?

В-третьих (да, я ещё не закончила), этот фильм идёт почти 3 часа. Течение которых вообще не замечается (если только вы не сидите на табуретке). Потому что все сюжетные виражи вымерены по секундам. Каждая реплика, каждая эмоция просчитана до миллиграмма и дозированно преподносится зрителям. Хотя нервно ёрзать в кресле вы будете. Потому что к шедевру кинематографическому добавляется ещё и музыкальный. Композитор Ханс Циммер как будто сам слетал в космос и привёз его мелодии на Землю, заперев в клетке из 7 нот.

В-четвёртых, стрелять из лазеров тут никто не будет. Хотя Ноланы порадуют зрителей своей фантазией в вопросах робототехники. И опять же, поверьте, ничего подобного раньше вы не видели.

Кажется, на этом моё знание чисел закончилось. Точнее захлебнулось в потоке чистейшего восторга, который я испытывала во время просмотра и в котором пребываю до сих пор. Братья Нолан создали подлинный шедевр научно-фантастического кино.

И я думаю, сейчас самое время разъяснить всем, опережая Мэтью МакКонахи, закон Мёрфи. Он гласит: если что-то может случиться – это случится. Плохое, хорошее – не важно.

А поскольку «Интерстеллар» претендует не только на статус великого кино, но на звание классики, предлагаю не затягивать с этим.

P.S. И ещё немного о личном. За последние несколько лет «Интерстеллар» стал первым фильмом, который мне хочется (и я это сделаю) пересмотреть в кинотеатре.

Оценка TenStars 10 из 10 Шедевр