Страшнее клоунов могут быть только манекены!

Премьера фильма «Маньяк» состоялась в Москве.

Столичный гость

altaltalt

Отыграв диджейский сет на закрытой вечеринке, прогулявшись по Красной площади и раздав десяток интервью за закрытыми дверями, Элайджа Вуд вышел на красную дорожку под оглушительный рёв поклонников. За месяц до выхода фильма в прокат он представил московской публике свою новую работу — «Маньяк».

Думаю, что не раскрою великий секрет, если скажу, что вся проходка мимо журналистов и фанатов была строго регламентирована. За спиной миниатюрного актёра стояла суровая женщина — пресс-секретарь, которая чуть ли не переставляла Элайджу от камеры к камере. Однако чего она не могла предвидеть, так это того, что хрупкую журналистку какого-то канала чрезмерно настойчивые коллеги начнут толкать именно во время интервью. Вуд заботливо подхватил девушку, насколько позволяло заграждение. «Осторожнее. С вами всё в порядке?». В общем, никакой звёздной болезни.

Уже когда все камеры были пройдены, актёр достал из кармана свой смартфон и начал активно фотографировать поклонников и фотографов. Кадры через считанные минуты появились на его страничках в Facebook и Twitter.

Трейлер и обзоры фильма Маньяк

Глазами маньяка

alt

Этого голубоглазого парня зрители, в первую очередь, знают по трилогии «Властелин колец». Однако сам он при выборе ролей предпочитает фильмы... скажем так, странные. «Свет вокруг», «Семнадцатилетние», «Всех порву!». В его послужном списке так же есть каннибал в фильме-комиксе «Городгрехов», а теперь вот появился и кровожадный маньяк.

О чём фильм?

alt

Герой Элайджи — реставратор манекенов Фрэнк. Днём застенчивый и милый человек с приступами мигрени. Ночью, когда уже нет сил терпеть головную боль, он превращается в жестокого убийцу. Причём почти все жертвы — молодые красивые женщины, какой когда-то была его мать. Жизнь Фрэнка меняется, когда он встречает фотографа Анну. И безжалостный маньяк узнаёт, что способен любить. А вот способен ли он жить, как нормальный человек? Это предстоит узнать ему и зрителям.

Откуда ноги растут?

altalt

Режиссёр Франк Халфун и сценаристы Александр Ажа и Грегори Левассер давным-давно посмотрели фильм «Маньяк» 1980 года выпуска. Премьера этой картины от мастера хорроров того времени Уильяма Лустига состоялась на Каннском фестивале. Фильм критики тогда не поняли: он был снят слишком правдоподобно и жестоко. Однако у «Маньяка» и исполнителя главной роли Джо Спинелла появились свои поклонники (хорошо, что не последователи. Герой фильма — абсолютно выдуманный персонаж).

Ремейк «Маньяка» задумал снять сам Лустиг. Он рассказал об этом журналистам. Но его планы изменили суровые продюсеры. Им не понравился выбор актёра на главную роль. И в итоге весь проект перешёл к поклоннику Лустига — Франку Халфуну.

Но чтобы не делать картину стопроцентным ремейком, сценаристы добавили маньяку человечности, а режиссёр придумал снять фильм «от первого лица», чего ещё не делали ни в одном триллере.

Глазами маньяка

altaltalt

Когда весь сценарий был переписан от первого лица, получилось, что зритель всё время находится с убийцей, а не с жертвой. И получается, что в картине нет традиционных пугающих сцен, когда из-за тёмного угла убийца бросается на жертву с ножом. Ведь что создаёт напряжение в фильмах ужасов? Неизвестность. Тёмные углы. Угнетающая музыка. В «Маньяке» всего этого нет. 

Эффект ужаса создаёт, скорее, неизбежность грядущего убийства. Ну и смотреть, как с девушек снимают скальп, — зрелище не для сытого желудка. А ещё эти манекены… После того как посмотрела фильм «Маньяк», я пришла к выводу, что страшнее клоунов могут быть только манекены.

Но если возвращаться к методу съёмки «от первого лица», такая работа требует филигранной синхронности действий. Поэтому я особо отметила оператора фильма Максима Александра, который с камерой по пятам ходил за Элайджей Вудом. Они буквально становились одним целым. И если бы мне не сказали, что там был оператор, я бы подумала, что камера крепилась на одежду актёра.

Роковая блондинка

altaltalt

Что было не понятно, так это самое начало картины. Нам показывают уже состоявшегося маньяка, но при этом его первая киножертва выглядит как первая вообще. То есть никакой коллекции скальпов в мастерской. И это, я считаю, самый провальный момент в фильме.

Но когда в кадре появляется ОНА, о такой мелочи забываешь. Интересно же, убьёт Фрэнк свою настоящую любовь или оставит в живых и сам исправится? Фотографа Анну исполнила француженка Нора Арнезедер (Nora Arnezeder), которую мы уже видели в голливудских работах «Слова» и «Код доступа "Кейптаун"». Актриса обладает каким-то потрясающе чарующим взглядом, очень мягким. Этот взгляд заставляет поверить: Фрэнк может побороть свою потребность в жестокости.

Сам Элайджа Вуд так сказал о своей партнёрше: «В неё очень легко влюбиться. Как и в её героиню». Однако папарацци о служебном романе ничего не сообщали.

Фродо или Фрэнк?

altalt

Выбор на главную роль Элайджи Вуда мне до сих пор кажется неоднозначным. С одной стороны, из него получился неплохой психопат. Именно такой, какими их описывают исследователи: тихий, забитый, замкнутый, с глубокой душевной раной. С другой — мощи ему какой-то не хватает. На те решительные удары ножом, которые он неоднократно совершает. Он вообще хиленький.

Сам актёр такой роли очень рад. Он большой поклонник жанра «хоррор». Поэтому съёмки в триллере ему были в радость. Он вообще сказал, что это было забавно и занятно.

— Я давно интересовался психологией и поведением серийных убийц, читал исследовательские работы. Не могу сказать, что я на 100% опирался на них, когда играл маньяка, но они помогли мне достать этого персонажа из подсознания. И я старался играть маньяка, как если бы это был реальный человек: избегал клише, старался сделать его правдоподобным, разносторонним, а не просто психопатом, — рассказал Элайджа.

Ну, скажем так, удалось ему это не на 100%, но посмотреть стоит. 

Почему стоит смотреть?

altaltalt

Это действительно нетипичный представитель жанра «фильм ужасов», «хоррор» и даже «триллер». Смотреть на мир глазами убийцы мне не доводилось ни разу. Только глазами всяких спецназовцев и влюблённых героев.

Кроме того, у Элайджи Вуда получилось сыграть своего героя так, что он заставил на какой-то момент даже сострадать кровожадному убийце. Или это заслуги сценария. В любом случае впечатляет.

При всей нетрадиционности фильма режиссёр Франк Халфун сделал очень классический триллер, как по Хичкоку: сцена в шкафу, сцена в ванной и — модный тренд — пустая парковка.

Прекрасная, на мой взгляд, концовка фильма, до которой надо всего-то досидеть чуть больше часа. В последнее время мне попадаются картины минимум на 2 часа 20 минут, а то и все 3 часа. Так что незатянутость «Маньяка» — ещё один плюс в его копилку.

Ну и потом, пруд с уточками, где Фрэнк прогуливается, так похож на мой любимый пруд в парке Новодевичьего монастыря…

И мой голос «за»: когда фильм представляет лично исполнитель главной роли, это всегда подкупает. Значит, ему на эту картину не плевать.

Главная цитата: «Манекены? Они прекрасны. Мне кажется, в них больше жизни, чем в людях».

Выход в прокат: 21 марта.