После войны всегда наступает мир, а после постапокалиптического боевика “Война миров Z” должен был последовать вольный сиквел, уже не основывающийся на печатном творчестве американского писателя Макса Брукса. Киноадаптация одноименного романа и так сразу же побежала от тотальной пандемии совершенно в другом направлении, нежели оригинальный текст автора. Так что продолжение напрашивается, и оно будет. Но что непонятно откуда возникший, как и любой дегуманизирующий и нещадный вирус, зомби-триллер “Новая эра Z” режиссера Колма МакКарти никакого отношения к той войне не имеет. Это не идейное продолжение той кучи малы, которую устроил отважный Брэд Питт около гигантской стены в Иерусалиме из инфицированных жителей (самый запоминающийся момент “Войны миром Z”). Это совершенно другой экскурс в совершенно иной постапокалиптический мир, где заражение передалось уже второму поколению. Именно с этой напастью оставшимся в живых людям приходится как-то уживаться.

Новая эра Z

Жанр
Ужасы, триллер, драма
Страна
США, Великобритания
Режиссер
Колм МакКарти
Продюсер
Камилль Гатин, Энгус Ламонт, Уилл Кларк
В ролях
Джемма Артертон, Гленн Клоуз, Пэдди Консидайн, Сенниа Нануа, Доминик Типпер, Анамария Маринка, Лобна Фьютерс, Фисайо Акинаде, Энтони Уэльс, Дэниэл Иган
Премьера в РФ
13 октября 2016

Если зараженный задумкой постановщик Марк Форстер хотел несколько видоизменить книгу-интервью “World War Z: An Oral History of the Zombie War” Брукса в угоду бешеного экшена, то у Колма МакКарти наблюдаются симптомы куда более безвредной болезни: режиссеру просто не хватило мизерного бюджета, чтобы воссоздать на экране тот заросший и заброшенный Лондон, который описывал в своем произведении “Дары Пандоры” автор Майк Кэри. Да, “Новая эра Z” (а в оригинальном названии “Девочка со всеми дарами”) – это не с нуля синтезированная где-то в подземных лабораториях история о способном ребенке, мозг которого зарос неким грибковым заболеванием. Это доработанный и где нужно исправленный подопытный экземпляр, отредактированный с помощью вакцин и прививок самим Кэри. Действительно, кому, как не сочинителю подлинного рассказа, являться же и единственным сценаристом у этой эпидемической притчи. Он-то знает о всех “гнойничках” своего творения и может их в нужных местах “подрезать”, чтобы на выходящую экранизацию было не так мерзко смотреть, как, например, на самих уже проросших спорами мутантов.

Задумка придать этому моровому поветрию более реалистичное происхождение при помощи паразитического грибка, если честно, не нова. Однотипный штамм давно уже конкретно изучен в лучшей видеоигре 2013 года “The Last of Us” студии Naughty Dog. Креативный директор и сценарист Нил Дракман в концептуальных набросках намного лучше объяснил каждую стадию превращения из обычного человека в носителя. Да и с дизайнерской точки зрения агрессивные монстры-грибы из экшн-адвенчуры выглядят куда более проработанными и более детально исполненными, нежели неоригинально измалёванные зомби из “Новой эры Z”. Но больше всего игроков впечатлила не графика, и даже не интуитивный геймплей, а невероятно провидческий посыл. “The Last of Us” так и просилась на большой экран. Так что если задержать дыхание и пройти сквозь всю толпу многочисленных технических недоработок и скромных недочетов со стороны художника-постановщика, то киноадаптация книги Майкла Кэри способна выполнить функцию экранизации игры.

Как-то отчаянно страшно осознавать, что наш с вами человеческий вид в ближайшем будущем перестанет вовсе существовать в том сформировавшемся виде, который есть на данный момент, а ему на замену придет новый, более приспосабливаемый к враждебному миру тип людей. Дикий, живущий по принципу доисторической эпохи, где нужно показывать непревзойденную силу и бесстрашие, чтобы стать вожаком племени, как это делает главная героиня Мэлони в одной из критических сцен фильма. Зато полностью выветривается эта жалкая мнимость и притворность нынешнего общества. Не надо быть каким-то особенным или обладать стойким иммунитетом, чтобы тебя не коснулся этот отчетливый настрой режиссера по отношению к нынешним реалиям. Пусть у Колма МакКарти и немного ультимативное суждение о том, какого сурового наказания заслуживает природа человека, но от его взглядов как-то непросто излечиться, даже спустя, вот, несколько дней после обдуманного просмотра.

Такого болезненного влияния на мнение зрителей ему помогает добиться, конечно же, чересчур убедительная игра актерского состава, среди которого эффектно дебютировала юная актриса Сенниа Нануа. По началу от этой девочки не ждешь каких-то пугающих или ожесточенных преображений, потому что умилительная школьница, предстающая перед нами во время начальной экспозиции, может заставить лишь отпустить её пораньше с урока. Но хорошо, что это ожесточенное существо привязано руками и ногами крепкими ремнями к креслу-каталке, из которого самостоятельно выбраться еще не набравшемуся сил ребенку будет крайне затруднительно. Синниа Нануа в одночасье меняется из спокойного и уравновешенного уникума в кровожадного и источающего нечеловеческие звуки людоеда, чем сразу же вызывает антипатию. Такого же отталкивающего рефлекса добивается и пронзительно гудящая мелодия композитора Кристобала Тапия де Веер, которая как бы умоляет хоть кого-то о помощи вот этим пронзительным шумом, - вспомните вой сирены городка Сайлент Хилл, только на два деления убавьте громкость.

Надо полагать, что теперь после всех этих выше написанных предложений о неожиданно схожей идее с игрой “The Last of Us” и атмосферном первоисточнике “Дары Пандоры”, желание ознакомиться с самодостаточным повествованием киноленты возросло как минимум вдвое – и это правильно. Но “Новая эра Z” со всеми её намеками на мифы Древней Греции и предсказаниями о дальнейшем неминуемом перерождении всей нашей цивилизации все равно нуждается в небольшом лечении. Увидеть масштабность происходящей пандемии не получится из-за крохотного бюджета, который позволил создателям лишь побывать в Чернобыле, чтобы на его фоне нарисовать пейзажи опустелого Лондона. Во многом остальном триллер “Новая эра Z” обладает той необходимой для постапокалиптического жанра невосприимчивостью, от которой все эти малозначительные частности не могут добраться и разрушить центральную мысль данного фильма.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично