Ты маленький еще, не понимаешь (с)

Кино о незабываемом для создателей времени обычно ими же возводится в ранг культового, а вот получается оно или нет, уже дело десятое. Ренат Давлетьяров долгое время мечтал снять и показать своё «Однажды». И оно наконец-таки пришло в кинотеатры, а вот, что у него получилось в итоге, давайте разбираться по порядку.

Однажды

Однажды Трейлер и обзоры Однажды

Жанр
Приключения, Комедия
Страна
РФ
Режиссер
Ренат Давлетьяров
Продюсер
Ренат Давлетьяров, Александр Котелевский, Григорий Подземельный
В ролях
Дарья Мельникова, Кристина Бабушкина, Юрий Дейнекин, Никита Калинин, Александр Мельников, Михаил Тройник, Аполлинария Муравьёва, Артур Мухамадияров, Алена Каримская, Анатолий Шульев
Премьера в РФ
21 мая 2015

Начало 70-ых годов, в СССР приходит европейская мода с её фантомом вседозволенности. Юбки короче, клёш шире, музыка чувственнее. А ещё и лето на дворе, и молодежь потихоньку начинает влюбляться. Сталкиваясь при этом с не всегда благосклонной действительностью.

Человек, самолично провозгласивший себя режиссером – Ренат Давлетьяров, все еще выдает на суд зрителей ( а на самом деле нет. Он сам себе и судья, и палач, при этом очень благосклонный к итоговому результату) все новые и новые проекты. На этот раз публику ожидает самая легкая, как он сам признается, картина в его карьере. Может быть так оно и есть для самого Давлетьярова, а для зрителей «Однажды» - это одна из самых его занудных и длинных картин, несмотря на то, что сеанс длится менее двух часов. У «режиссера» нет понимания кадра, отсутствует всякое желание работать с артистами, нет чуткости к переходам из реальности в фантазию и обратно и никакого нюха на то, как донести до зрителя драматизм задуманных эпизодов. В общем, таким субъектам надо тренироваться на короткометражках (и шансы у «Однажды» стать неплохим проектом возросли бы), а не забрасывать российскую публику своими неудачными экспериментами. Тем более, снимая кино для себя и своей возрастной аудитории, не стоит рекламировать картину, как фильм для молодежи. Т.к. именно эту аудиторию Давлетьярову нечем привлечь, удивить и что-то ей объяснить.

Сталкиваемся мы с режиссером молниеносно. Он читает закадровый текст, причем именно читает. Правда ближе к финалу чувствуется, что Давлетьяров начинает понимать и осознавать, как надо, но проект уже завален и одним голосом этого не исправишь. Говорят, первоначально должен был писаться Сергей Гармаш. У него удивительный голос, узнаваемый, и ему удаются такие чтения, как мало кому еще. Жаль, может быть хоть это как-то помогло бы мертво рожденному карточному проекту.

Читать пришлось текст авторства Юрия Короткова. Он давно живет сюжетом картины «Однажды». История уже использовалась у Месхиева в «Американке» и у Сукачева в «Кризисе среднего возраста», но каждый раз сценарии слишком сильно обстругивались. Поэтому предложение Давлетьярова не могло не заинтересовать сценариста. Ведь тот подошёл к тексту Короткова с максимальным доверием, как к мастерскому, и не стал менять до неузнаваемости. Все герои говорят на специфическом диалекте: 70-е + провинция + Южное Поволжье, давно не ходовом у современного люда. С какой любовью Коротков прописывает «галюциногенные» видения главного героя. Правда так и не понятно, к какому жанру склоняется автор: бросает проект то в комедию, то в чистейшую драму. Точно так же и с религией - темой, которая так и обрывается где-то на неведомых дорожках. Сценаристу также удалось по всему тексту раскидать ненавязчивый, легкий юмор, который отдает детсадом.

С актерским составом в картине совсем худо. Очевидно, горе-режиссеру очень не хватало поддержки Пети Федорова, который в фильме «А зори здесь тихие…» не ожидавших такой подставы немцев расстреливал холостыми очередями для пущей убедительности. Выделить из всех можно только развлекающегося на протяжении всей съемки Андрея Мерзликина. Он, судя по всему, просто мечтал отойти от благородных или холёных образов, которые ему постоянно пришиваются. И Юрия Дейнекина, который всеми правдами и неправдами пытается хоть как-то выделиться из общей массы. Остальные буквально ни разу за всю картину так и не поняли, во что ввязались, и отыгрывают свои сцены как по-писаному: заучили, встали в кадр, отговорили, вышли из кадра. Неказистые дети и такие же взрослые просто мечтали поскорее разобраться с поставленными задачами и отправиться домой спать и отмываться от позора, который с выходом в прокат ляжет на их плечи.

Кто лучше всех сыграл свою роль, так это художник-постановщик. Он отработал каждый рубль, который ему был дан. Картина только выигрывает от того, насколько удачно создатели смогли перенести зрителей в 70-ые. Одежда, дворики, быт - все здесь тщательно подобрано и выверено, кроме, пожалуй, гитары, которую «насилует» один из героев картины.

Кстати, о гитаре: с музыкальным сопровождением в ностальгической картине полная неразбериха. Создатели подобрали около 15 хорошо узнаваемых мелодий того времени, чтобы полностью расположить к себе публику. А еще был приглашен оскароносный итальянский композитор - Никола Пьовани, написавший красивую, сильную, но совершенно неуместную рядом с «Помню, мальчик я босой» музыку, которая к тому же не сочетается с картонным видеорядом продюсера, посчитавшего себя режиссёром.

Но самым позорным и нахальным в картине являются миллионы отсылок, как к советской классике, так и к современному российскому и мировому кинематографу. Давлетьяров просто остановиться не может: пихает и пихает в свои проекты удачные сцены, кадры и просто все, до чего могут дотянуться его руки. В этом случае обращение к «Неуловимым мстителям», которых я просто и безапелляционно боготворю, тем более 4 раза за картину, кажется просто хамством и попыткой сыграть на том, что зрители помнят и чтут. При этом режиссер обращается с этим материалом как слон в посудной лавке: тяжеловесно выпаптывая, не давая ничего и просто используя его, как душе оператора будет угодно. А ставшая нарицательной сцена в бане из «А зори здесь тихие…», которую режиссер оправдывает первоисточником, хотя смысл сцены был утерян по дороге за вениками, есть и в «Однажды». За все это Давлетьярова хочется незамедлительно высечь прилюдно на Красной площади, раз режиссер так любит публичность.

Но главное, по подсказке одного многоуважаемого критика, режиссер стал считать свою картину новой версией «Ромео и Джульетты», от которой в проекте есть только условная вражда кланов. И та вызывает совсем не сочувствие, а ожидание: ну, когда они там уже все друг другу носы расквасят.

«Однажды» - проект, зрителей которого можно смело и незамедлительно причислять к рангу святых. Потому что смотреть такие картины - это подвиг: они слишком затянутые, недожатые, плохо продуманные и неудачно разрекламированные. Одна только чехорда из названий чего стоит: «Однажды» - «Пацаны» - «Однажды». А таких людей, как Ренат Давлетьяров, нужно изолировать от Фонда Кино и отобрать все добытые непосильным трудом средства, чтобы жил себе человек на нормальную зарплату и не выпендривался перед остальными.

Оценка TenStars 3 из 10 Мучительно