Утро четверга, 17-го марта. Вы просыпаетесь еще до будильника, включаете телевизор или заходите на какой-то новостной портал, а там срочный репортаж о масштабном теракте, произошедшем в дождливом и неприветливом Лондоне. Атака была направлена на мировых лидеров, собравшихся в этот день по случаю похорон премьер-министра Великобритании. Помимо тысяч случайных прохожих или зазевавшихся очевидцев, боевикам удалось подорвать руководителей 5 стран из Большой Восьмёрки: британский политик уже мёртв, российский президент не приехал, а президенту Соединенных Штатов Америки удалось выжить, так как его проверенный бодигард, а по совместительству лучший друг Майкл Бэннинг смог вытащить своего бооса из этой заварушки.

Падение Лондона

Падение Лондона Трейлер и обзоры Падение Лондона

Режиссер
Бабак Наджафи
Продюсер
Джерард Батлер, Дэнни Лернер, Марк Гилл
В ролях
Рада Митчелл, Мелисса Лео, Джерард Батлер, Морган Фриман, Шарлотта Райли, Аарон Экхарт, Джеки Эрл Хейли, Анджела Бассетт, Шон О’Брайан, Алон Абутбул
Премьера в РФ
17 марта 2016

Да уж, такая новость повергла бы в шок всю общественность. Сначала заминированный автомобиль в Анкаре. Теперь значительные разрушения в центральной части Лондона. Террористические группировки явно пытаются выдвинуть свои смертоносные контраргументы против настойчивой и нарастающей в действиях политики, которую ведет правительство демократичной Америки да и, наверное, остальные страны объединения. Представляете, в какой неконтролируемый хаос повергла бы эта ситуация все значимые державы, особенно если бы они располагали информацией о том, что во всем этом губительном бесчинстве виноват пакистанский торговец оружием Аамир Баркави.

Так, по-моему, я уже начинаю переплетать реально случившиеся происшествия с художественной выдумкой создателей фильма “Падение Лондона”, в котором выше описанные события являются частью балаганного сюжета. Выдохните, если вы и услышите о каких-то неприятных инцидентах, произошедших в столице Великобритании, то, скорее всего, только в какой-нибудь рубрике, посвященной кино, где будут рассказывать о премьерах этой недели. Разумеется, одной из главных картин, на которую будут делать основной упор, станет политический боевик иранского режиссера Бабака Наджафи о благополучном спасении белокожего президента США.

Однозначно, этническая принадлежность режиссера к Исламской Республике Иран сразу ставит под сомнение целесообразность этого проекта. Зачем было подключать к типичному американскому антитеррористическому боевику постановщика, родина которого имеет достаточно много обоснованных претензий к политической стратегии Америки? Да, выглядит это явно подозрительно. Но я убежден, что в киноискусстве нет места любому правительственному контролю, поэтому очевидные провокации, которые частенько пробиваются на первый план в “Падении Лондона”, спишем на недопонятый авторский замысел. Наверное, так же, как я не понял, почему персонаж Моргана Фримена в финале повествования защищает сомнительное поведение своей нетерпимой страны.

В 2013 году Антуан Фукуа заплатил кругленькую сумму китайской преступной организации с таким условием, что они проникнут в Белый дом и возьмут в заложники президента Бенджамина Ашера. Никакого политического подтекста – только выкуп или неизбежная казнь главнокомандующего страны. Режиссер понимал, что для крепкого кинца в жанре “один против всех” не нужно никаких глобальных межнациональных проблем, а нужен только безбоязненный главный герой, наподобие Джона МакКлейна, ну, и желательно, чтобы он был тоже крепкий. Что же, об Майкла Бэннинга определенно сломаются многие высококачественные орехоколы, потому что ни одно орудие убийства, будь то инструмент для колки орехов или крупнокалиберный автомат, не может ему навредить. Бэннингу можно только оставить крохотную царапину, больше напоминающую сквозное пулевое ранение, о которой он запросто забудет спустя какую-то пару минут. Именно такие неуязвимые защитники и требуются для работы в охране президента. Не удивительно, что Аарон Экхарт, играющий роль, подчеркну, белокожего президента избранного на второй срок, своей правой рукой, точнее – кулаком, делает этого шотландца.

Вот если бы у главных героев пока что дилогии “Судный день” в напарниках был персонаж Джерарда Батлера, мало того, что им бы не пришлось как трусливым жителям прятаться в своих неприкосновенных четырех стенах, так они сами вышли бы на опасные улицы ночного города, не боясь того, что могут быть избиты до летального исхода бандой спятивших хулиганов в специфичных масках. Вот и Экхарт не побоялся передвигаться по опустевшему Лондону, где разъезжают террористы, переодетые в сотрудников службы 911, - с ним же Батлер, который вырубит каждого злоумышленника арабской внешности. Но преследование незадачливого президента в “Падении Лондона” напоминает не только безжалостный самосуд, творившийся в “Судных днях”.

Похоже, что режиссер Бабак Наджафи хотел снять не просто острополитический выпад в сторону неблагополучных стран Ближнего Востока, а такое военное предупреждение, в очевидном финале которого стали заметны сходства со многими современными милитаристическими боевиками. Из последнего – явно “13 часов: Тайные солдаты Бенгази”. И Наджафи искренне старается доказать, что у свободолюбивой Америки появился еще один не хуже верноподданный режиссер. То есть, я хочу сказать, что он действительно старается подать прямолинейный сюжет так, чтобы за этой тупиковой прямолинейностью было хотя бы интересно наблюдать. Экшен, если он не причастен к анимированным взрывам и вертолетным погоням, разработан для каждой локации (закрытой или открытой) так, чтобы приутомившемуся зрителю всегда было комфортно разобрать кто в кого сейчас ведет огонь и кто кого сейчас подстрелил.

Оператор Эд Вайлд во всей происходящей суматохе всегда найдет главного героя (а в сцене штурма заброшенного здания Вайлд вообще не отпускает Батлера, снимая весь напряженный проход без смены кадра) и будет на нем акцентировать внимание своей профессиональной камеры. На других сосредотачиваться не надо, потому что “другие” – это самоочевидно признанные недруги, которых все равно в конечном счете ждет пуля между глаз.

Вы, наверное, догадываетесь, что всех виноватых в ленте “Падение Лондона” ждет примерно одинаковая учесть – свернутая шея, точное отверстие в голове, застрявший в позвоночнике нож или подрыв на заложенной где-то бомбе. Но виноватых в разгромном сценарии почему-то никто даже пальцем не тронул. Ведь именно Крейтон Ротенбергер и Кэтрин Бенедикт, которые, кстати, справились с тем, чтобы Белый дом в первой части превратился в серые руины, как безразличные террористы-смертники поместили самодельное взрывное устройство в виде сценария в самый центр режиссерской работы Бабака Наджафи. Но чтобы обрушить целую столицу, явно нужны помощники. И к уже имеющемуся дуэту сценаристов подключились новые, со своими детонаторами в руках, - Кристиан Гьюдгэст и Чад Ст. Джон, которые со свойственному новичкам запалу, скорее всего, и увеличили мощность произведенного взрыва. Среди покоцанных обломков некогда самой респектабельной столицы мира можно найти чудом не пострадавшего режиссера и актеров, исполняющих главные роли, правда в тяжелом состоянии.

“Падение Лондона” на самом деле хочется сравнивать с неудавшимся терактом, потому что те, кто его устроили, вырыли могилу лишь сами себе, а зрителей лишь немножечко задело мелкими осколками в зале для просмотра. Будь я на месте президента Соединенных Штатов Америки, то после случившейся премьеры я бы выступил в прямом эфире с речью что-то наподобие этой: “Тот, кто совершил содеянное, жестоко поплатится за те неудобства, которые они принесли всем тем, кто пришел на сеанс в день премьеры. Мы будем вести безжалостную борьбу с теми, кто думает, что у нас не хватает решимости ответить на такие злодеяния”.

Оценка TenStars 5 из 10 Заурядно