Как правило, выбрать подходящую профессию очень сложно. У каждого в жизни это происходит по-своему. Некоторые останавливают свой выбор на профессиях, которые придуманы не для финансового благополучия, уважения и известности. А для того, чтобы население страны могло жить дальше со всевозможными благами. Именно о таких людях и снят фильм "Территория".

Территория

Территория Трейлер и обзоры Территория

Страна
РФ
Режиссер
Александр Мельник
Продюсер
Антон Мельник
В ролях
Владислав Абашин, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Константин Лавроненко, Андрей Назимов, Константин Балакирев, Ксения Кутепова, Константин Шелестун, Рамис Ибрагимов
Премьера в РФ
16 апреля 2015

Конец пятидесятых - начало шестидесятых годов, государству для выхода из послевоенной разрухи требуется все больше полезных ископаемых. Начальнику геологического управления Чинкову объявляют о том, что подчиненные ему земли Территории собираются закрыть: расходы растут, а желаемого результата нет, вместо золота добывается только олово. Ему придется приложить все силы и использовать все возможные и невозможные ресурсы, чтобы доказать руководству, что золото на Территории есть. Заручившись поддержкой таких же отчаянных профессионалов, как и он сам, Чинков с головой уходит в поиски драгоценного металла, о котором говорят, мечтают и ищут все, но находят лишь избранные.

Первое, на что хотел бы обратить внимание, это то, как подаются титры. Обычно этому не уделяется должного внимания и создаются они по стандартным лекалам. Открывается картина вступительными титрами в виде геологических карт и тетрадей, испещренных записями и наблюдениями, а заканчивается слайдами со старыми фотографиями. Это сразу настраивает публику на нужный лад, исследовательский, а в конце фильма из зала просто не хочется уходить, а хочется наслаждаться тем, с какой любовью авторы прощаются со своим проектом и его героями. С введением, напротив, хочется поспорить. Голый Добрыгин вполне способен привлечь женскую аудиторию в кино, но, во-первых, это никак не рекламировалось, а во-вторых, не оправдано и не относится к сюжету фильма.

Александр Мельник по первой профессии - гидролог, мечтал экранизировать прозу Олега Куваева. Человек не понаслышке знающий, что такое работа на грани возможностей, очень хотел рассказать зрителям истории о «скрытых» героях. Понятно, что для дебютной картины материал был слишком сложным и непосильным, поэтому Мельник поставил «Новую землю». Картина отличалась от других фильмов российского производства масштабом, жестокостью и очень неоднозначными мыслями. Но как раз это и помогло режиссеру ярко заявить о себе и показать то, как он умеет обходиться с немалым бюджетом, огромным количеством людей на площадке и натурными съемками. К созданию «Территории» Мельник подошел основательно и с пониманием того, что он хочет видеть в окончательной версии фильма.

Сценарий, написанный режиссером в сотрудничестве с Михаилом Александровым, с огромной любовью и уважением переносит основной сюжет «Территории» на экран. Авторы истории отказались от ненужных сцен, героев, заменив их исправленным и более реалистичным, понятным зрителю финалом, расширили женские образы и романтизировали образ жизни героев. От чего в свое время отказывался автор книги Олег Куваев, который все свои произведения старался максимально приблизить к реальности. Создатели отдали дань уважения автору не только экранизировав его роман, но и использовав по фильму его личные фотографии, которые он делал во время своих экспедиций. Лично мне жалко только одного момента: не сказано ни единого слова о таинственной черной папке, с которой ездит к начальству Чинков. Ведь с помощью нее закрываются все вопросы читателей к герою Лавроненко. В ней находится все, чем он дорожит (его записанные мысли), и то, с помощью чего может повернуть любое дело в нужную сторону (данные, карты, черновики). Авторы оставили в сценарии технические слова и долгие разговоры на сугубо профессиональные темы, но это обязательно должно было войти в картину. Именно поэтому профессионалы называют «Территорию» учебником, как для начинающих, так и для тех, кто уже успел пройти все огни, воды и медные трубы. Роман переполнен образами природы, а героев автор описывает буквально двумя предложениями, но за время прочтения они читателю становятся очень близкими людьми. Сценаристам удалось перенести на экран именно таких персонажей, развивая их на протяжении всего фильма. Во многом благодаря тому, что по их задумке рассказчицей становится журналистка. Так же совсем недавно поступили авторы «Вычислителя» (с Мироновым и Чиповской), но в отличие от экранизации Александра Громова, сценаристам «Территории» досталась настоящая, реальная героиня. Она объективно (не являясь при этом прямой участницей событий) и вдумчиво поясняет все, что происходит, вносит поправки, доводит до сведения биографии упоминающихся персонажей. Большую роль здесь сыграло то, как благодаря своему неповторимому и своеобразному голосу Ксения Кутепова цитирует книгу и буквально проникает в души зрителей.

Оператору картины Игорю Гринякину («Высоцкий», «Адмиралъ», «Джунгли» и «Околофутбола») удалось снять по-настоящему эпохальную картину, которую вряд ли в ближайшем будущем кто-то сможет переплюнуть по качеству, красоте и масштабу. Во многом потому, что создатели объехали со съемками буквально всю страну. При том, что работали они с 35 мм пленкой, им удалось использовать все типы камер, которые подходили для работы, включая и самые современные. Что позволяет сейчас насладиться невероятными, а зачастую просто фантастическими, впечатляющими и неповторимыми пейзажами. Хочется поблагодарить Гринякина за то, что в отличие от других операторов Игорь не впадает в непрофессиональный восторг при виде этих пейзажей, не заигрывается с доступной ему техникой и не снимает все подряд, а очень искусно и профессионально добавляет в общую картину немногочисленные кадры с насекомыми и животными. Непрофессионально было бы как раз забыть о мошках и комарах, которые делают жизнь там еще более невыносимой.

Актерский состав - один из самых важных пунктов в рассказе о проекте. Как бы странно это ни звучало, все здесь играют хорошо понятные и знакомые публике образы. При этом Цыганов, Бероев, Лавроненко, Добрыгин и остальные смогли так проникнуться и вдохновиться Куваевскими историями, что смотреть на них одно удовольствие. Актеры справляются с поставленными перед ними задачами на том самом уровне, который от них требовали создатели и совершенно не ожидают зрители. Можно долго спорить о необходимости такого числа центральных героев, но, возможно, благодаря именно этому публике легче представить и понять важность и глубину всего происходящего.

Так нелюбимый мной реализм в современном кинематографе здесь подходит, как нельзя лучше. Без этого нельзя было бы поверить в то, что такие люди и профессии действительно существуют. Пьют герои тоже оправдано, ведь иначе в таких условиях просто не выжить. А спирт помогает хоть ненадолго снять общее напряжение и отвлечься от постоянных дум, насущных проблем, а иногда и элементарно согреться. Сцена с обнажением одной из героинь легко поясняется авторами традициями местного населения.

Саундтрек, написанный финским композитором Туомасом Кантелинен, получился зеркальным отражением того, что видят зрители. Музыка не только вдохновляет и ободряет героев, но и дарит надежду на то, что все еще может закончиться успешно. Проблемы начинаются, когда создатели фильма решаются на использование песен. С этим уже обожглись авторы «Битвы за Севастополь». Первые песни здесь приходятся очень кстати и выстраивают некий мостик между современным проектом и советской классикой. Но позже их становится слишком много, и восприниматься начинают с трудом. Очень точно в фильме воссозданы подлинные интерьеры и условия проживания людей геологической профессии того времени. При просмотре возникает ощущение полной аутентичности.

Главными проблемами фильма стали: время, которое длится фильм, и очевидный государственный заказ. Проект можно и нужно было перемонтировать и сокращать сильнее (авторы многократно пытались это сделать). Но как уже в этом тексте повторялось, они обожают роман Куваева и просто не готовы были бросать героев, не завершив все сюжеты до конца. Их картина – это жизнь, такая же длинная, бесконечная, где важна каждая деталь. Заказ государства виден здесь невооруженным взглядом. «Карамельный» финал, благодаря чему авторы смогли получить деньги на необходимые им командировки (нельзя такое снять в студии), съемки (даже спуск по реке снят так, что создатели картины «Географ глобус пропил» тихо курят в сторонке) и технику. Был еще ряд мелких недостатков, но они вошли в те пункты, которые я уже описал выше.

Мне жаль прокатчиков и всех тех, кто не жалея живота своего тратил деньги, здоровье и личное время на создание этого проекта. Ведь большая часть тех, кто пойдет посмотреть «Территорию» в кино, не увидят в ней ничего и сарафана у картины не будет (кроме уже купленных рецензий, размещенных на Кинопоиске), а тот, который появится, не оставит от фильма камня на камне. Не готов наш зритель к просмотру подобных непростых проектов. На сборах даже останавливаться не буду. Несмотря на то, что российские картины стали собирать в прокате и даже окупаться, в данном случае об этом речи не идет, ведь даже количество сеансов будет минимальным, из-за длительности фильма — почти три часа.

Для меня лично «Территория» стала первой и единственной просмотренной на данный момент картиной, которая неразрывно связана не только с моей жизнью, но и с профессией (разработка нефтяных месторождений). Сидя в зале, я видел, как люди в течение всей картины уходили из зала, даже не пытаясь разобраться в том, что происходило на экране. Одним из таких «бегунов» стал Антон Долин (один из самых известных российских кинокритиков), смотрящий бесконечное количество артхауса и фестивального кино. Жаль, что такой уважаемый человек, боготворящий Звягинцева, не захотел понять и принять этот фильм…

Что ж, о таких зрителях правильно сказал режиссер «Территории» Александр Мельник: «…Людям, живущим в городах, не понятен смысл этой профессии. На Севере люди по-другому относятся друг к другу. Людей мало, пространства огромные, сложные условия жизни, сильные морозы. Там совсем иное отношение к жизни и дружбе. Это фильм про еще одну грань жизни. Что ради открытий – стоит жить».

Мне кажется, что этот фильм необходимо настоятельно рекомендовать для показа подрастающему поколению, и не только в профильных учебных заведениях, а вообще в любых вузах и техникумах, а то и в школах…

Оценка TenStars 9 из 10 Грандиозно