Чем тяжелее, тем больше я им благодарна (с)

В этом году российские кинематографисты буквально засыпали публику фильмами о войне: "Батальон", "А зори здесь тихие...", "Битва за Севастополь", "Дорога на Берлин" и "Единичка". И это понятно, ведь в стране был юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Пришел черед англичанам показать то, как они умеют обращаться с историей. В данном случае они экранизировали роман Веры Бриттен "Заветы юности", повествующий о её злоключениях в период Первой мировой войны.

Воспоминания о будущем

Воспоминания о будущем Трейлер и обзоры Воспоминания о будущем

Жанр
Биография, История, Военный
Режиссер
Джеймс Кент
Продюсер
Дэвид Хейман, Рози Элисон, Селия Дювал
В ролях
Кит Харингтон, Алисия Викандер, Хейли Этвелл, Анна Чэнселлор, Эмили Уотсон, Доминик Уэст, Миранда Ричардсон, Колин Морган, Georgina Bennett, Эмили Беван
Премьера в РФ
28 мая 2015

Вера счастлива, ей удалось поступить в Оксфорд и она влюблена. Но война оставляет все позади: ее любимый, брат и друзья отправляются в костлявые руки Смерти. А Вера бросается за ними, на ту единственную работу, которую могли ей доверить, медсестра в госпитале.

Режиссер сериалов "Пуаро" и недавней "Белой королевы" дебютирует в полнометражном кино. Джеймс Кент не совсем понимает, как работать в формате проекта, идущего чуть больше двух часов, поэтому ему постоянно приходится подгонять себя, чтобы уложиться в то время, которое смогли ему выделить продюсеры.

Вера Бриттен, чьи мемуары вошли в сценарий, написала книгу о своей жизни, которая вышла через пятнадцать лет после войны, затем она продолжила историю в двух продолжениях и одной так и не дописанной ею книгой. Ее литература очень женственна и обстоятельна, но мне было сложно продираться через ее слог (не нашел книги онлайн, только фрагмент).

Сценарием фильма занималась Джульетт Таухиди, автор адаптаций "С любовью, Рози" и "Девушек с календаря". Сценаристке удалось повернуть историю в правильном направлении, сократить и очень аккуратно ввести войну в сюжет (заголовки газет, разговоры). Однако её главные герои — собрание клише про молодых писателей и их любовь. Один любит, второй позволяет, торопливые признания и потеря чувст вместе с вдохновением, самоотверженная борьба за свою любовь и постоянные воспоминания. При этом сценарий вообще не позволяет проникнуться к героям: несмотря на жанр и события, создатели так увлечены исторической реконструкцией, что совершенно забывают об иных эмоциях, кроме тех, которые гарантинованно породят сцены войны.

Алисия Викандер который проект подряд отрабатывает необходимый продюсерам образ. При этом ничего большего от нее ждать не стоит, ведь к ней уже лояльны, как зрители, так и критики. Тогда кого критиковать за то, что героиню безо всяких объяснений бросает из одной крайности — феминизма, в другую — розового, незамутнённого романтизма. От непоколебимой стойкости до публичной истерики. Плавного перехода от одного состояния в другое Викандер не смогла показать на экране. Или же как послушная актриса она отыгрывала конкретно написанный сценарий. В этом случае претензии достаются сценаристке.

Кит Харингтон смотрится случайным человеком в кинобизнесе. С таким выражением лица нужна другая работа, иначе можно напороться и так и не найти образа, в которой зрители могли бы поверить, как с ним, по сути, и происходит.

В противовес ему Тэрон Эджертон - один из немногих героев, которым веришь и сопереживаешь. Ветераны (Ричардсон, Уэст и Эмили Уотсон) преподают молодежи мастер-класс, создавая на основе ничем не примечательных персонажей настоящих личностей. Хейли Этвелл - единственный персонаж, который не потерял чувство юмора в царстве боли и отчаянности.

Композитор Макс Рихтер ("Конгресс", "Антон тут рядом", "Последняя любовь на Земле") написал саундтрек, который передает все душевные страдания и переживания героев. Плачет и веселится вместе с публикой и скорбит по всем павшим.

Один из самых интересных европейских операторов - Роберт Харди ("Невидимая женщина", "Из машины") попытался взглянуть на происходящее глазами переживающей эти события женщины. Влюблённо смотреть на подаренную розу или в жёлтых от застиранности простынях видеть блики прошлых счастливых дней. А английские пейзажи он снимает так же протяжно, как длинны бывают бессонные ночи в военном госпитале. Тропинка, по которой бежали смеющиеся друзья, озеро, в котором купалась Вера – всё это оживает в объективе Харди и делает прохладную английскую природу ещё одним героем истории. Ведь именно земля и природа помнит войны, которые нам, к счастью, не удалось застать. При этом оператор словно боится ужасов войны, их демонстрации. Из-за чего редкие кадры кажутся лишними в этой истории. Зато удачным решением можно назвать переглядывания героев, из кадра в кадр, это упрощает задачу режиссёру и позволяет показывать их общение бессловесно. Оператору удалось буквально парой кадров показать взгляды солдат, чтобы зрителям можно было испытать к ним хоть какие-то чувства.

Минусом именно российской версии «Воспоминаний о будущем» можно назвать дубляж. Молодые актёры на экране говорят голосами давно знакомых зрителям переводчиков. Хотя при такой растущей популярности уже могли обзавестись своими собственными дублёрами. И стоит на секунду отвлечься от фильма или перестать видеть говорящего на экране, как знакомый голос тут же пытается заменить в голове образ из «Воспоминаний» на какого-то более известного актёра.

Создателям удается перенести зрителей в заявленное время: костюмы и обстановка были досконально изучены. Правда, костюмного британского кино в последнее время стало так много, что многие сцены параллелятся с виденными ранее и постоянно возникает ощущение, что из-за угла появится кто-то не из этого проекта. С душевностью и искренностью постоянно возникают проблемы, потому что выдаются они публике очень неровно, слишком деликатно и порционно. Авторы так беззаветно любят своих героев, что сами до последнего верят: их мальчишки сойдут с уходящего поезда и позволят себе жить. Они вспоминают тех отчаянных юношей, которые ради страны, семьи и любимых были готовы пойти на все, хотя и не осознавали этого по началу. Главной же проблемой проекта является то, что они забывают поведать зрителям, что этот фильм - единственный в своем роде, т.к. в отличие от остальных он поставлен не по художественной литературе, а по воспоминаниям, т.е. экранизирует реальные события. И делает это от имени живущей потерями женщины. А значит, эта версия войны будет наполнена письмами и слезами, вместо пуль и грязных окопов. Роман «Заветы юности» считается одним из лучших об истории Первой мировой войны и в Англии занесен в список обязательных к прочтению в школах. И поработай создатели фильма «Воспоминания о будущем» в полученным материалом чуть лучше, картина могла бы достичь величия своего первоисточника. Но этого не случилось. «Воспоминания о будущем» оказались одним из тех фильмов, которые пытаются выжать из зрителей слёзы с помощью стандартных приёмов и, главное, темы. Которая гарантирует картине завышено хвалебные отзывы.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально