“Высоко взлетишь – больно падать” – наверное, именно так вкратце можно определить смысл антиутопической картины Бена Уитли “Высотка”. Речь идёт о многоэтажном здании со своей локальной инфраструктурой, в котором проживают представители разных социальных слоёв. Хотя в данном случае вернее было бы сказать: “В пентхаусе поселишься – больнее упадешь”, так как именно верхние ярусы этого вытянутого к облакам небоскреба символизируют собой подходящий для фильма фразеологизм “птица высокого полета”.

Высотка

высотка
Режиссер
Бен Уитли
Продюсер
Джереми Томас, Анна Хиггс, Алейни Кент
В ролях
Том Хиддлстон, Джереми Айронс, Сиенна Миллер, Люк Эванс, Элизабет Мосс, Джеймс Пьюрфой, Кили Хоуз, Рентон Скиннер, Сиенна Гиллори, Энцо Чиленти
Премьера в РФ
14 апреля 2016

Аристократы все уже давно угнездились в своих заранее выкупленных квартирках только что отстроенной гигантской высотки. А вот и главное действующее лицо, доктор Роберт Лэнг, только что въезжает в свои еще не заставленные уютной мебелью апартаменты, которые находятся где-то между элитарными верхними этажами и общедоступными нижними, – такой демонстрационный образец интеллигенции.

Что классический роман британского писателя Джеймса Баллрада, что скрупулезно возводившаяся экранизация режиссера Бена Уитли – в основу обеих этих работ залит высокопрочный фундамент из усиливающегося межклассового конфликта. Бедняки идут бунтом против отделившихся богатеев – очередной знакомый сюжет, который кардинально изменил направление развития. Местная революция распространяется не горизонтально, как это было в другой социальной антиутопии «Сквозь снег», а строго вертикально. А, как известно, подниматься по прямой вверх куда тяжелее, чем просто по наклонной. Особенно, если лифты не работают.

И поскольку героям «Высотки» приходится продвигаться по винтовой межэтажной лестнице, то и зрителям они кружат головы. Если ненадолго вернуться к картине «Сквозь снег», там каждый посмотревший помнит одно главное действующее лицо - оно всегда на первом плане, оно же и ведёт за собой мятежников. В остросоциальной «Высотке» за революционное настроение ответственен, нет, не Том Хиддлстон, который смотрит на всех из трейлеров, а некто режиссёр-документалист Ричард Уайлдер, которого изобразил на экране Люк Эванс. Вообще, у Тома Хиддлстона, как бы это разгромно ни звучало, не ведущая роль. Он, скорее, безучастный наблюдатель, через которого ведется пересказ сюжетных коридоров. Хотел было написать “сюжетных лабиринтов”, но адаптированный сценарий этой антиутопической сатиры больше похож на длиннющий глухой коридор, в начале которого уже можно разглядеть его предположительный конец.

Но объект строительства Бена Уитли интересен, конечно же, не своими изощренными идеями проектирования этажей, а реакцией квартирантов на ту среду, в которой они, в общем-то, поселились по собственному желанию. Не дающий трещин на фасаде первоисточник Джеймса Балларда представлял собой ироничный взгляд на иерархию в обществе, которая постепенно смешивается и выливается в алое месиво, растекающееся по всем уровням дома. Автор сценария Эми Джамп продолжила это ожесточенное и безумное кровопролитие, правда доведя незаконченность баллардовских рассуждений о мнимой вседозволенности до какого-то абсурдного краха. Сама невнятная суть картины как будто потерялась внутри забетонированных стен и волочится от двери к двери, стуча по ним ослабевшим кулаком и пытаясь найти свое заготовленное место в этой разваливающейся высотке.

Ну, “разваливающейся” не в прямом смысле, конечно же. В финале ленты зритель не будет наблюдать, как от величественного и монотонного здания откалываются бетонные тяжеловесные блоки. Нет. Заключительная часть даст в какой-то степени насладиться повальным регрессом всех обитателей, которые уже навсегда попрощались с общепринятыми моральными и культурными нормами. Неоправданное насилие, извращенная похоть, потеря рассудка – в общем, жизнь в высотке по завершению почти что двух часов приобретает закономерный первобытный вид, к какому и стремится нерегулируемое общество, осмеянное Джеймсом Баллардом.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо