Я ничего не знала. Я замуж выходила (с)

Я ждал этот фильм, как мир ждёт выхода фильма «Звездные войны: Пробуждение силы». Сразу после того, как кинематографисты объявили о начале работы над проектом, я быстренько прочитал роман «Ритуал» четы фантастов Дяченко, который стал основой для картины. Саркастическая сказочная история с яркими героями, нестандартными решениями в обычных ситуациях и массой занимательных деталей не показалась мне кинематографически цельной. Но тем интереснее, что смогут породить на свет создатели картины «Он - дракон».

Что там все и как

Начинается все стандартно: дракон похищает княжну, а за ними на спасение невесты бросается добрый молодец, который собирается в честном бою убить летающего гада и уже жениться на спасенной девушке. А пока драконоборец плывёт, девушка обживается в пещере дракона, которого она прозвала Арм-Анном, и наводит у него порядок. Негоже ведь рыцаря принимать в неблагоустроенном помещении. Мирослава много всего узнает о мире драконов. Арм-Анн оказывается не монстром, каким она его себе представляла, да и дракон меняет свое мнение о своей жертве. В общем, день Х приближается, а герои постепенно понимают, что не нужен им никто третий, им и вдвоем очень даже хорошо и уютно на острове. Но корабль с защитником все ближе, а Арм-Анн так хочет счастья для Мирославы, что готов пожертвовать собой, только бы она оказалась в надежных и сильных руках того, кто сможет подарить ей весь простое человеческое счастье.

Небольшое отступление и переход к сути

«Он - дракон» - очередное детище вездесущего продюсера Тимура Бекмамбетова. Это понятно по первым минутам картины. Ведь все эти заигрывания с языческой культурой и мифологией были в творчестве Бекмамбетова, начиная с рекламных роликов, а продолжились в дилогии «Дозоров» и даже просочились в блокбастер «Особо опасен». Поэтому своему протеже Индару Джендубаеву, который работал с ним на «Президенте Линкольне», продюсер выдал все, что только смог, включая внушительный для наших картин бюджет. На премьере Индара представили, как молодого режиссёра. В смысле, начинающего: за плечами у него нет ни собственных короткометражек, ни сценариев, ничего другого, что могло бы расположить к нему зрителей.

Джендубаев по профессии художник, и это очень хорошо заметно в фильме «Он - дракон». Проект невероятно красочный, сочный и похож на иллюстрацию к фентези-роману. Но на статичной картинке рассмотреть множество хаотично расположенных деталей во временем можно. А для движущегося кадра деталей оказалось слишком много, и они расположены как-то беспорядочно. Сам режиссёр этот хаос объясняет удобным словом - метафоры. В безусловно красивых образах зрители должны увидеть свои современные проблемы и мечты. Режиссёру, конечно, виднее. Финальный вариант сценария он писал лично. Вот посадить бы Индара на соседнее кресло в кинотеатре, и пусть он сам пальчиком покажет хоть одну действительно актуальную проблему или мечту хотя бы одного нормального зрителя. Хотя мои соседи на показе мечтали о прессе, как у исполнителя главной роли. Пожалуй, соглашусь.

А вот в то, что над сценарием первоначальным работали сами Дяченко, я верить отказываюсь. Нельзя быть настолько жадными до денег и известности, чтобы своими руками превратить такой тонкий, красивый и саркастический роман «Ритуал» в однодневку с реверансами «Сумеркам» и прочим «Дневникам вампира». Ведь это сразу лишает фильм возможности быть принятым серьёзной аудиторией. В кинозалах, видимо, ждут притока фанаток девичьих романов.

Но, что вышло, то вышло. Книга ставила перед читателями множество вопросов и давала в итоге ответы. Основным в ней было перерождение некрасивой героини в любящую девушку, а жестокого дракона роман мирил со своими внутренними проблемами и превращал в человечное, любящее существо. На экране эти преображения смотрятся так банально и пошло, да ещё и лишены оригинальности, что зрительный зал скорее будет смеяться над большинством сцен, думая, что это пародия. И вспоминать если не «Сумерки», то вечную сказку «Красавица и Чудовище».

Самые значительные изменения претерпела фигура Мирославы. Ей доверили массу сюжетробразующих действий. Она придумывает имя дракону, рушит стены и занимается дизайном башни, где должна находится до приезда освободителя. Именно для Миры прописали массу колких фразочек, вроде цитаты в начале материала. Объясняется это довольно легко: из исполнителей двух главных ролей только один - профессиональный актер. И это девушка. А парню, в недавнем прошлом манекенщику, прописали делать красивые жесты. Но желательно без слов. Таким образом эпизод, когда дракон приносит княжне «драконий» фрукт, остаётся понятым 1% аудитории, который знает, что именно Арм-Анн подал на завтрак. А рассказать? А обыграть?

Мария Поезжаева – воспитанница «Седьмой студии» и восходящая кинозвезда, благодаря сериалу «Мотыльки» и фестивальному «Классу коррекции». Чего её потянуло в блокбастеры? Наверное, как и всех, из интереса. То, что она абсолютно не подходит на роль мифологической княжны, я говорить не буду. Она, как и её партнер, совершенно не понимает, что нужно играть, на какие метки смотреть. В этом смысле её сольные красивые проходки по экрану смотрятся выигрышнее игры с партнером. Особенно с воображаемым.

С Матвеем Лыковым ситуация иная. К нему требований меньше и задача красиво ходить туда-сюда, овладевая сердцами юных зрительниц, ставилась изначально. А ведь его герой по книге даже стихи сочиняет, хоть и специфические. И эта черта ему могла бы придать необходимых эмоций и стати.

«- С тех пор, как воздвигнуты своды небес,
Что злее зимы и дотошнее лета?
О, знаю я, это – любопытство принцесс!» (с) Арм-Анн

Обоюдной проблемой актеров стала речь. Объяснить возвышенный слог немногословного дракона ещё хоть как-то можно: он лет 70 жил один, не знал, что языковые нормы изменились. А вот речь Мирославы объяснению не поддаётся. Она начинает говорить чуть ли ни на старославянском, а к середине фильма с её языка разве что «прикольно» не срывается, когда дракон показывает ей, как управлять ветром. Плюс странный акцент актрисы, который с головой выдаёт её жизнь в современной Москве.

Заметили, что речь всё время идёт только о двух героях? Картине катастрофически не хватает других персонажей. Причём даже самому режиссёру, который переливает из пустого в порожнее одни и те же сцены с Мирославой и драконом. Есть в фильме лишь пара эпизодов с Петром Романовым, тем самым суженным княжны. И в этой паре эпизодов актер переигрывает так, что в итоге кажется деревянным. Такая игра снова вызывает смех в зале, даже если сцена задумывалась как драматическая.

Но у «Он - дракон» есть неоспоримый плюс - графика. Очень часто во время просмотра вспоминается «Хоббит». В хорошем смысле. Городок, откуда похищают Мирославу, напоминает Дейл. Да и дракон сделан не менее качественно, чем Смауг. Всё это создатели начали придумывать и рисовать задолго до первых съемочных дней, а дракон уже назван самым технологически сложным визуальным персонажем в истории российского кино. Стоит отметить и полеты Арм-Анна, отлично смоделированные и исполненные с помощью движения камеры.

По сложившейся американской традиции создания киносказок, в фильме есть ещё один мифический, полностью нарисованный герой - обязательный обаятельный третьестепенный персонаж, в которого влюбятся даже те, кому не симпатичны главные герои. Им оказался обитатель драконьей пещеры, нечто среднее между Голлумом, королем Джулианом из трилогии «Мадагаскар» и люваком из бекмамбетовских «Елок 1914».

Подходим к концу

«Он - дракон» мог бы стать отличным примером для наших кинематографистов, как создавать современные сказки. Но желание угодить массовой аудитории заставило создателей упростить интересный и местами сложный роман до набора банальных сцен, чтобы было всем понятно. И закосить под западные образцы, которые продюсер счёл удачными. Высококлассные спецэффекты никак не поддерживаются актерской игрой. В итоге понятно-то может будет и всем, а интересно только узкой аудитории - романтичным барышням, которые труды и затраты на графику не оценят. А главное, всю интригу «Дракона» создатели уже раскрыли в своём трейлере. Сказки не получилось.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально