Научно-фантастический триллер "Живое" шведского режиссёра Даниэля Эспиносы стоит полюбить хотя бы за то, что фильм не является сиквелом, ремейком, ребутом, спин-оффом и прочими ужасными словами. Это ни на чём не основанная оригинальная картина, что в наше суровое время, когда в Голливуде все страдают от "кризиса идей", согласитесь, дорогого стоит. Даже интернет-аудитория не смогла поверить в то, что "Живое" не привязано ни к одной популярной франшизе, и поспешила выдвинуть теорию о том, что эта картина в конце концов окажется приквелом "Венома". Спойлер: ничего подобного.

Жанр ужасы, фантастика, триллер

Страна США

Режиссер Даниэль Эспиноса

Сценарий Ретт Риз, Пол Верник

Оператор Шеймас МакГарви

Композитор Йон Экстранд

Продюсеры Бонни Кертис, Дэвид Эллисон, Дэна Голдберг

В ролях Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Райан Рейнольдс, Ольга Дыховичная, Эрион Бакаре, Хироюки Санада и др.

Премьера в РФ 23 марта 2017 года

Местный "Веном", которого в фильме ласково называют Кельвин, больше походит на всеми любимого Чужого, чем на марвеловского злодея. "Чужой" Ридли Скотта - это всё-таки культовая киноклассика, которую многие тщетно пытались переиначить и перепеть на свой лад. Сейчас уже никто даже не усомнится в величии фантастического триллера Скотта и потому мало кто вспоминает о его недостатках. Благодаря тому, что картина умело выстраивала таинственную и гнетущую атмосферу, многие попросту не обращали внимание на не прописанных и незапоминающихся персонажей, введённых в сюжет только для того, чтобы красиво умереть. Да, в ленте "Живое" нет увлекательных исследований руин древнейших цивилизаций, а каждый герой обречён на жестокую, хоть и зрелищную смерть с самого начала. Но этим персонажам сложно не сопереживать, ведь режиссёр потрудился для начала нам представить каждого из них не только как загнанную жертву, но и как живого человека с его надеждами и мечтами. Да и нет среди них терминаторши Рипли, которая с пулемётом наперевес будет пачками укладывать ксенморфов.

Вообще эту картину тяжело за что-либо искренне похвалить. Ничего нового в истории про внеземную тварь на космическом корабле лента не привносит. Но она уж точно не выветрится из головы, как то же "Пекло" Дэнни Бойла, из которого, кстати, в "Живое" перекочевал один из актёров. Саундтрек картины не может похвастать эпичными органными партитурами, как у Ханса Циммера, но при этом всё равно отлично работает на нагнетание саспенса. Спецэффекты демонстрируют всё великолепие современных технологий, способных реалистично изображать на экране космические просторы, как в той же "Гравитации", хотя всё равно вряд ли "Живое" выдвинут на "Оскар" за графику. То есть опять же, ничего выдающегося, но в своём жанре лента оказывается не типичными представителем, а одним из самых ярких и запоминающихся фильмов последних лет. Именно в своём жанре, потому что не поклонники сюжетов, где космический монстр охотится на беззащитных астронавтов, вряд ли примут картину с восторгом, а скорее всего просто пожмут плечами и пойдут смотреть "Красавицу и Чудовище".

Тем не менее, в отличие от тех же «Пандорума», "Пекла» или, простите, "Чужих", это кино может похвастаться крепким сценарием, продуманным и цельным, который не заставит вас хвататься за голову от недоумения и будет держать в напряжении до конца. Хотя в Сети вы найдёте немало людей, как простых зрителей, так и критиков, которые будут высказывать абсолютно полярное мнение. Дескать, герои ведут себя как последние идиоты и уж они-то, критики, задали бы жару этому мерзкому Кельвину, если бы в космос отправили именно их. Да, персонажи нередко поступают импульсивно, необдуманно, но в фильме это не подаётся с серьёзным тоном, будто бы такие действия - самые верные. Мы ясно понимаем, что герои ведут себя так, а не иначе, потому что им страшно, больно и времени придумывать супердейственный план, заранее прописанный в сценарии, у них просто нет. К тому же авторы скрипта припасли для зрителей довольно шокирующий сюжетный твист. Нет, не про "Венома. Ретт Риз и Пол Верник, похоже, всегда мечтали воплотить в жизнь концовку, которую задумал для первого "Чужого" Ридли Скотт и которую студия ему не разрешила снять.

Что интересно, впервые за долгие годы в фильме про космос наконец-то не забыли о том, что этот самый космос без России показывать как минимум нереалистично. Все таблички и оборудование на МКС подписаны на русском языке и наш флаг не раз засветится в кадре. Прошлый фильм Даниэля Эспиносы, как мы помним, был про Россию времён Сталина, так что, похоже, режиссёра очень интересует русская тематика. Как в сиквеле "Космической одиссеи" командира космического экипажа играл Савелий Крамаров, так и здесь постановщик решил пригласить русского артиста - Ольгу Дыховичную. Вообще, состав команды "Пилигрим" здесь подобрался многонациональный, в упрёк тому же "Марсианину". Японию представляет Хироюки Санада, известный по сериалу "Остаться в живых", а Британию - Эрион Бакаре, засветившийся в последних "Звёздных войнах". От Соединённых Штатов здесь собрались самые известные актёры каста: Райан Рейнольдс (хотя вообще он из Канады), Ребекка Фергюсон (хотя вообще она из Швеции), и непонятно что забывший в космическом ужастике Джейк Джилленхол. Но не думайте, будто вы можете по степени звёздности актёров предугадать, кто из героев умрёт первым, а кто последним: сценаристы, не щадя никого, и тут приготовили для зрителя пару сюрпризов.

С одной стороны "Живое" не назовёшь каким-то прорывом или новым словом в жанре. Это просто крепкая научная фантастика, с хорошими актёрами и талантливо написанным сценарием. Прибавьте удачную режиссуру, атмосферную музыку и красивые спецэффекты и вы получите, нет, не главный космический хоррор на все времена, но, как минимум, отличную разминку перед выходом "Чужого: Завет".

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично