«Я хочу снять фильм, который будет состоять из крови, спермы и слёз, ведь из этого и состоит жизнь» (С)

Секс. Неприкрытый, подробный секс. То, из-за чего фильму «Любовь» сложно просто так выдать прокатное удостоверение, и одновременно то, из-за чего на этот фильм захотят пойти многие. Помнится мне, в одном из обзоров Стас Туманов писал, что надо открыть специальные кинотеатры, куда люди будут ходить смотреть порно. Мол, потребность уже назрела. А тут, пожалуйста, если кто-то рискнёт выпустить это в широкий (а страна моя родная широка) прокат, будут вам и кровь, и сперма, и слёзы, и даже любовь во всём её безумии молодых и творческих страстей.

Я понимаю, что кинотеатры уже видели «Интим», «Необратимость» того же Гаспара Ноэ, «Стыд», «Нимфоманку», «Жизнь Адель» и массу других фильмов, где этим самым сценам уделяется достаточно внимания. Но почему-то именно «Любовь» хочется пожурить и низвергнуть в пучину домашнего видео. Причём даже там оно будет лежать на самой дальней полке.

О чём фильм

Американец Мёрфи приезжает в Париж, чтобы снимать фильм. Но не волнуйтесь, вы об этом только услышите пару раз, а до дела дело так и не дойдёт, не считая любовных игрищ. В Париже он встречает Электру - эффектную, умную и страстную, смелую девушку. Они хотят друг друга, они любят друг друга, они выносят мозг друг другу, они экспериментируют друг с другом и они расстаются. Вот вроде и вся сказка без спойлеров. Потому что о том, что пара рассталась, вы узнаете практически сразу. Ибо не расстанься они, не было бы этого фильма — сентиментально-эротического воспоминания, которое, как и положено воспоминанию, не хочет выстраиваться линейно. Чтобы проследить всю историю взаимоотношений Мёрфи и Электры, действительно нужно досмотреть фильм до конца. Но, боги, как же это трудно сделать. И вовсе не потому, что вы уже сгораете от сексуального нетерпения в отношении своего соседа по ряду. А потому что это скучно, а местами ещё и неприятно.

Я знаю, что можно подумать после этих трёх абзацев. Что я ханжа. И просидела весь двухчасовой (с лишним!!!) сеанс с закрытыми глазами и пылающими от стыда щеками. Но, увы, нет. Как раз сама идея фильма «Любовь» мне понравилась. Показать отношения влюблённой пары не со стороны, как они ссорятся при выборе обоев, а как они физически не могут оторваться друг от друга. То, что в обычных мелодрамах драпируется и уходит в затемнение или показывается только раз с красиво соскальзывающим бельём и разметавшимися волосами по подушке, мол, дальше у них всё будет только ещё лучше, в «Любви» выведено на первый план. Первая почти животная страсть сменяется желанием быть нежными, а когда становится скучно, фантазия подкидывает идеи поэкспериментировать, а потом становится ещё скучнее и рождается ревность с одновременным желанием попробовать другого тела, ну, и так далее.

Мне не понравилась та невыносимая скука, которую навевала «Любовь». Возможно, я избалована голливудскими ромкомами, где всё красиво и каждый день как праздник души. А возможно всё-таки у Ноэ получилось снять занудное кино, которое не спасают даже откровенные сцены. Заунывная рефлексия в сопровождении такого же саудтрека (классика, кстати) преследует главного героя, который щедро делится своим подавленным состоянием со зрителями. Вот он стоит. Вот он лежит. Вот он даже идёт. Всё это длительные процессы. И думает о своей потерянной любви. И глаза такие, на полэкрана. А в глазах пусто. Хотя, да, я готова признать, что не заметила гениальной актёрской игры. У Мёрфи же депрессия, у него и должны быть пустые глаза. В противовес ему — взрывная, но жутко интеллектуальная подружка, которая напомнит вам добрый десяток известных актрис, пока вы не сообразите: в таком фильме известные сниматься не будут. (Это я просто «Побудь в моей шкуре» не смотрела).

Конечно, я напишу эти имена: Аоми Муйок и Карл Глусман. Актёры без стеснения доверили свои тела Гаспар Ноэ, которого поклонникам его творчества тоже можно поискать в кадре. Но, видимо, чем откровеннее сцены, тем сложнее актёрам притворятся, что их герои нежно любят друг друга. Я терпеть не могу выражение «между актёрами есть химия», но вот тут, когда её нет, я с удовольствием напишу это слово, «химия». Их игра напоминает собрание безусловных рефлексов. Вот стоят друг перед другом два голых человека и первобытный инстинкт срабатывает, подаёт в мозг команду «надо брать». Но всё те же пустые глаза выдают, что это лишь игра. С самого начала.

Хотя не могу не отметить некоторую физическую честность, с которой Ноэ снимал сцены. Помните, затемнение, ниспадающие шёлковые рубашки?.. Секс в «Любви» действительно похож на то, что происходит, как мне думается, в среднестатистической спальне постоянных партнёров. Это некрасиво, тут нет выгодных для кадра поз, у Муйок даже иногда можно разглядеть рыхловатый живот. Да и вообще на фоне своей соперницы (Клара Кристин) она смотрится... эм... как обычная девушка на фоне профессиональной молодой актрисы. Здесь не всегда пылает страсть. А иногда они просто спят рядом. И трусы. Электра носит обычные хлопковые трусы! (Marks&Spenser, ожидайте притока клиенток в отделе белья. Запаситесь размерами S и XS). И может именно такой тычок носом в банальность того, что мы считаем особенным, меня так раздражает?

Или всё-таки нагромождение драмы, которую Ноэ уводит в богемные дебри вместо того, чтобы сделать фильм ещё ближе к зрителю и развести Электру и Мёрфи самым отвратительным и тривиальным способом: не сошлись характерами, изменили друг другу, наорали, разбежались, наворотили дел друг у друга за спиной, и сейчас жутко сожалеют, но уже не могут вернуться друг к другу, потому что семья и гордость...

Или сцены секса, которые Ноэ как будто снимал по списку? Таааак, миссионерская была, минет был, наездника тоже была с разных ракурсов. Осталось только снять секс втроём и заставить актёра бурно кончить прямо в объектив. Тогда задача будет выполнена. Мне писать-то об этом неприятно, а вам ещё это смотреть.

Я не говорю, что ждала лёгкого кино. После которого захочется позвонить по заветному номеру и уйти в ночь. Я ждала сильную работу от провокационного смелого режиссёра. Я хотела, чтобы мне стало неловко. Чтобы он меня перетряхнул, как это когда-то было с «Необратимостью». Но вместо этого я скучала и смотрела на часы. Хотелось домой и спать. Одной.

Upd: нашёлся в России кинотеатр, который решился на официальный показ "Любви". Программа "Пионера" "Наконец-то в кино" позволяет пусть только московским зрителям, но всё же оценить картину, для которой запрет на прокат стал лишь дополнительной рекламой.

Оценка TenStars 4 из 10 Плохо