Интересное все-таки это семейство — Аффлеки. Пока младший брат завершал годовую работу над своим неоднозначным режиссерским дебютом «Я всё ещё здесь», который был посвящен его лучшему другу и одновременно шурину — скандальному актёру Хоакину Фениксу, старший ставил перед собой цель отхватить самую почётную кинематографическую награду за великолепные постановочные навыки своим следующим фильмом. В итоге оказывается так, что псевдодокументальный эксперимент Кейси Аффлека по большей части остался недопонят или просто вызвал тошноту у многих зрителей от самодельных сцен бесцензурного испражнения. А вот политический триллер «Операция Арго» завоевал три почетные статуэтки «Оскар», в том числе за «Лучший фильм года». Получать их выбежал на сцену наш любимый и никогда не унывающий режиссер. Теперь же, спустя несколько лет после неравноценной похвалы, нежная рука изменчивой судьбы решила поменять талантливых братьев местами, чтобы у каждого был шанс побороться за звание «лучшего» в той или иной категории. И так произошло, что в этом году повально все критики разглядели в Кейси Аффлеке способного воодушевленного актёра за роль Ли Чендлера в промозглой драме «Манчестер у моря», а в Бене — вечно ноющего в интервью sadfleck’а, который достоин только пластмассовой фальшивки в виде разукрашенной малины.

Жанр драма

Страна США

Режиссер Кеннет Лонерган

Продюсеры Лорен Бек, Мэтт Дэймон, Крис Мур

Оператор Джоди Ли Лайпс

В ролях Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Кайл Чандлер, Лукас Хеджес, Бен О’Брайэн, Ричард Донелли и др.

Премьера в РФ 23 марта 2017 года

Конечно же, если бы не вечное соревнование «кто и в чём лучше на голливудских холмах», то один, разумеется, вступился бы за другого и доходчиво объяснил избалованным порицателям, что роль морально постаревшего Бэтмена не заслуживает такой позорной номинации. Но, как мне кажется, между младшим и старшим братом все-таки ведется не заметный для непосвященных глаз спор, в котором постоянно случаются вот такие карьерные неурядицы. Поэтому никаких подачек со стороны Кейси Аффлека: если уж сами придирчивые академики увидели недосягаемую глубину в твоих усталых от житейских тягот глазах, то без чрезмерного пафоса выходи и забирай свою заслуженную статуэтку.

Заплывая на рыболовном катере со всеми пятью номинантами на борту далеко вперед, хочется сразу же сказать, что такую морскую качку перенесёт только один и самый подготовленный, ведь он уже давно находится в фаворитах во многих букмекерских конторах. Кейси Аффлек однозначно выиграет это шатающее из стороны в сторону испытание. Плавали — знаем. Потому что больше односложную трагедию режиссера Кеннета Лоренгана «Манчестер у моря» одаривать, к сожалению, не за что. И дело не в том, что это исключительно артистичный фильм, коим был, например, во всех местах болезненный «Далласский клуб покупателей» Жана-Марка Валле или совершенно безвкусный «Август» режиссера Джона Уэллса, в котором, правда, целая когорта именитых звёзд ест сытную еду. Нет, оригинальный сценарий Лоренгана — это пробуждающая холодным океанским воздухом история, которая учит зрителя справляться со всеми невзгодами, в том числе и надвигающимися погодными. Ну, а если от такого повествования вы захотите спрятаться куда подальше и отогреться в хорошо протопленном доме, то оператор Джоди Ли Лайпса своей съёмкой с сильным акцентом на местной безжизненной природе силой выведет вас на улицы серого городишки Манчестер, что располагается в отдаленном графстве Эссекс штат Массачусетс, а ни в коем разе не в соседнем Нью-Гэмпшире.

Это важно, потому что для одинокого и потерянного персонажа Ли Чендлера Манчестер-у-моря (как его ещё принято называть) — не абы какое место, в которое его по несчастливому стечению обстоятельств занесла смерть родственника. Для Ли Чендлера этот провинциальный городок — личное злопамятное место, где он когда-то жил со своей ненаглядной женой и тремя маленькими детьми. И именно здесь прошлое настигает его тогда, когда, казалось бы, хуже уже быть не может. По сюжету главный герой становится опекуном своего племянника, у которого от внезапного инфаркта умирает отец. Сам Чендлер, который давно уже переехал в Бостон и гнездится в тесном подвальном помещении, не особо рад такой перспективе, за которой следует ответственность за кого-то, кроме себя. Не просто же так создатели весьма тщательно подходят к минувшим событиям, в которых зритель узнает о подлинном душевном состоянии Ли Чендлера. С первых кадров понимаешь, что за полностью опустошённым образом Кейси Аффлека скрывается какое-то второе дно, до которого дрейфовать придется на протяжении всех 137 минут.

За всё это время мы узнаем и о его добросердечных намерениях на лучшее будущее для осиротевшего подростка, который действительно имеет право на выбор и с чьим мнением тоже надо считаться. Узнаем о его приятельских связях со всеми знакомыми из прошлой жизни, которые искренне помогают Чендлеру выбраться из его меланхоличного состояния. А также — об условных отношениях с бывшей супругой, порывистый диалог с которой хочется пересматривать и пересматривать, ради избыточно убедительного исполнения. Актриса Мишель Уильямс, которая в ленте появляется в большинстве фрагментов только как доброе воспоминание, в текущей жизни на пару с Кейси Аффлеком выдаёт одну из лучших сцен в кино, где разговорные запинки и безрадостные всхлипывания являются образцовой иллюстрацией переполняющих персонажей эмоций.

На самом деле в «Манчестере у моря» так можно сказать про каждый запоминающийся эпизод. На финальном монтаже не осталось ни одной слишком затянутой или вовсе ненужной сцены. Можно посетовать на то, что финальная часть, когда все конфликты уже были исчерпаны и все вопросы разрешились, как-то безучастно пустила одну единственную сюжетную линию на самотёк. Хотя, если зритель был вовлечен в просмотр, то прощание с этими повзрослевшими личностями будет действительно невыносимым. И кто-то скажет, что Кеннет Лонерган нарочно сделал такую безутешную концовку, чтобы полностью соответствовать заявленному жанру, а более внимательный отметит, что оптимистичнее и жизнерадостнее развязки никогда и не видел.

Оценка TenStars 9 из 10 Грандиозно