В связи с выходом одного из главных «тяжеловесов» Каннского кинофестиваля 2011 года – фильма Ларса фон Триера (Lars von Trier) «Меланхолия», вашему вниманию предлагается статья, посвященная истории создания картины, слухам по поводу отказа Пенелопы Крус (Penélope Cruz) от участия в проекте, скандалу во время пресс-конференции в Каннах, собственно анализу самой «Меланхолии» и триумфальному возвращению Кирстен Данст (Kirsten Dunst) в кинематограф с «Золотой пальмовой ветвью» в руках.

 

 История создания, или Просто «Меланхолия» Ларса фон Триера

peeeimages«Меланхолия» Ларса фон Триера, как и полагается названию фильма, создавалась в моменты угнетенного состояния души режиссера. Изначально сценарий ленты писался под Пенелопу Крус, мечтавшую сняться у столь провокационного, но мощного Ларса. Но, когда он был готов и съемки должны были начаться, актриса неожиданно решила отказаться от проекта. Многие позлословили на этот счет, обвиняя ее в продаже мейнстриму, ведь Пе выбрала для себя четвертую часть «Пиратов Карибского моря». Однако на самом деле все эти нападки – настоящий бред, а истинная причина отказа актрисы от авторского проекта не размер гонорара, а скорее всего, интересное положение. В «Меланхолии» было приличное количество обнаженных сцен, и кто знает, когда в голову Ларса вошла бы мысль снять именно их, так что Пенелопа просто решила не подводить режиссера. В «Пиратах Карибского моря», кстати, кто не слышал, в некоторых сценах актрису заменяла ее сестра Моника Крус (Mónica Cruz), а вот в камерной «Меланхолии» такую подмену было бы очень трудно осуществить из-за постоянного крупного плана, так любимого Ларсом. Но проект долго не простаивал, и замену Пенелопе нашли быстро. Ей оказалась Кирстен Данст, которой в последнее время «меланхолия была настоящей подружкой и спутницей жизни», но об этом чуть позже.

  «Я – нацист», или Скандал на Каннском кинофестивале ради скандала

larsgesВ итоге фильм Ларса фон Триера создавался два года, и его премьера традиционно прогремела на нынешнем Каннском кинофестивале. Громкого скандала содержание самой киноленты не вызвало (Если вы помните, его прошлая работа «Антихрист» поразила публику до такой степени, что зрители бежали вон из кинозала в Каннах из-за рвотных порывов, а после они же обвинили Ларса во всех смертных грехах и назвали самым настоящим женоненавистником. Да, фильм был, безусловно, шокирующим, но все то, про что рассказал режиссер, имело под собой почву, и в «Антихристе» не было ничего провокационного ради провокации, все в рамках сюжетной линии.) Зато скандал созрел на пресс-конференции, когда слова режиссера вырвали из контекста и во всех газетах написали его заявление о том, что он – нацист и проявляет симпатию к Адольфу Гитлеру (Adolf Hitler). Как следствие, его объявили персоной нон грата на Каннском кинофестивале, благо, хоть фильм не сняли с конкурсной программы. Но критики тут же зашептали, что на «Золотую пальмовую ветвь» ему рассчитывать не стоит. Однако «Меланхолия» без призов не осталась, и Кирстен Данст объявили лучшей актрисой, вручив заветную награду.

 

Меланхолия, поглотившая мир, или Немного про фильм

imag1kaesСюжет «Меланхолии» закручивается вокруг двух сестер: Жюстин и Клэр. Третья же скрипка в фильме отведена собственно самой планете Меланхолия, которая сначала вроде пролетает мимо Земли, а потом меняет направление и поглощает нашу планету. Да, с самого начала фон Триер зрителю говорит, что погибнут все, никто не выживет, а важны будут лишь детали, иррациональное поведение персонажей, природы – всего живого. Сначала Ларс предлагает погулять на гламурной свадьбе Жюстин, которую и играет Кирстен Данст, оплаченную на деньги ее сестры и мужа (Шарлотта Генсбур (Charlotte Gainsbourg), Кифер Сазерленд (Kiefer Sutherland)), а потом во всю начинает ворочать сущностями людей. Жюстин превращает в меланхоличку – нимфоманку, избитую словами собственной матери (Шарлотта Рэмплинг (Charlotte Rampling)), после которых она решает бросить своего жениха (Александр Скарсгард (Alexander Skarsgård)), настолько тупого и красивого, что диву даешь, как такая девушка могла в него влюбиться. Клэр впадает в истерику из-за опасности быть поглощенной «Меланхолией». И Ларс фон Триер начинает веселиться.

ima2kagesЯсное дело, что «Меланхолия» – эта метафора, вот только чем глубже проникаешь в суть фильма, тем страшнее становится от того, что Ларс снял настолько банальную для него вещь. Картина, безусловно, пропитана режиссером, все эти кадры, планы, актеры, играющие до последней капли естественности, все это «триеровское» видно не вооруженным взглядом. Вот только оглядываясь на шлейф прошлых работ Триера, вдруг приходит осознание, что «Меланхолия» теряется и поглощается им самим. Клэр и Жюстина – это один человек, живущий в каждом из нас, их поведение – это мы сами в момент угрозы страшного события. С одной стороны, нам хочется впасть в меланхолию, отпустить все в пустоту и двигаться по течению реки, но с другой – мы в ответе за своих близких, и так просто не можем сдаться. Пока перед нами не нависла угроза, мы обязаны давить в себе героиню Жюстин, ибо как только меланхолия поглотит нас, мы умрем навсегда.

«Из грязи в князи», или Триумфальное возвращение Кирстен Данст с «Золотой пальмовое ветвью» в руках

ikkristenmagesВ кино Кирстен Данст с семи лет, за ее плечами участие во множестве рекламных роликов, нескольких десятков кинофильмов, из которых самыми громкими являются: «Интервью с вампиром», в котором актриса поцеловала мечту большинства женщин Брэда Питта (Brad Pitt), «Девственницы самоубийцы» Софии Кополлы (Sofia Coppola), «Человек-паук», благодаря которому об актрисе не услышал разве что ленивый. Но после 2008 года Кирстен неожиданно сошла с первых полос газет и окунулась с головой в ту самую меланхолию, которая ее поглотила в фильме Ларса фон Триера. Актрисе приписывали алкогольную и наркотическую зависимость, но она упорно отвергала слухи, нажимая на то, что в реабилитационных клиниках лечилась от депрессии. Кто знает, от чего именно там Кирстен лечилась, но результат был таков, что о ней стали забывать. Над предложением Ларса фон Триера принять участие в его киноленте актриса долго не думала. Это был шанс со скандалом и шокирующей работой вернуться в кинематограф, который выплюнул ее на несколько лет. И Кирстен не прогадала, съемки, по ее словам, были непросты, но «Меланхолия» уже сейчас принесла актрисе награду на Каннском кинофестивале за лучшую женскую роль. Причем впереди нас еще ждут церемонии «Золотой глобус», BAFTA и «Оскар», на которых у актрисы есть все шансы оказаться в фаворитках и получить заветные статуэтки. Но главное то, что уже сейчас актриса анонсирована в трех фильмах 2011 года, а это значит, что Кирстен Данст вернулась в кинематограф и готова его покорять, восхищая своих поклонников!