Ничего не растет на болоте (с).

Фундаментальный труд Мартина Скорсезе, над которым он трудился почти 30 лет и над сценарием которого он работал вместе с Джеем Коксом, - картина столь тяжелая и глубокая, что не каждый сможет её принять и пропустить через себя. Возможно, именно поэтому фильм в России покажут без дубляжа.

Жанр драма, история

Страна Мексика, Тайвань, США

Режиссер Мартин Скорсезе

Продюсер Витторио Чекки Гори, Барбара Де Фина, Рэндолл Эмметт

В ролях Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон, Таданобу Асано, Киран Хайнс, Иссэй Огата и др.

Премьера в РФ 26 января 2017

«Молчание» - вторая экранизация одноименного исторического романа Сюсаку Эндо. Первая экранизация – фильм Масахиро Синода 1971 года. Сюсаку Эндо, сам принявший христианство, через своих героев повествует о неоднозначности ситуации распространения христианства в Японии и последующих гонений на него. Сочетаются ли японский менталитет и христианство? Могут ли существовать вместе? Этими вопросами задавался автор романа, и на них пытается найти ответ Скорсезе.

Сюжет

В XVII веке японское правительство запретило исповедание и распространение христианства, подвергнув живущих в стране христиан таким жестоким гонениям, каких христианская церковь не знала за всю историю своего существования. Два молодых иезуита отец Родригес (Эндрю Гарфилд) и отец Гарупе (Адам Драйвер) отправляются в Японию с целью найти своего духовного наставника отца Феррейру (Лиам Нисон), который, по слухам, отрекся от веры и стал японским священником. Молодых людей ждет множество опасностей, ведь стоит им пересечь границу, как они попадаю в самую настоящую опалу из-за своей веры. Власти готовы пойти на что угодно, чтобы «вытравить» нежеланную религию, а молодые иезуиты в свою очередь пытаются дать отпор, в то время как их собственная вера поддается проверке.

Что получилось?

Серьезность, с которой Скорсезе подошел к созданию этой ленты, заслуживает большого уважения. Терпение, которое требовалось создателям во время процесса, потребуется в некоторой степени и зрителю, ведь зеленые безмятежные холмы призывают не спешить, скрывая под маской абсолютного спокойствия реки крови и сцены невероятной жестокости. Молчаливые и безэмоциональные японцы, по лицу которых невозможно угадать их истинные чувства и намерения, казалось, водят молодых священников вокруг пальца. Тем же всюду мерещится предательство, а ведь они должны доверять людям.

Действительно, христианство плохо приживалось, да и чисто визуально выглядело негармонично в условиях восточного государства. Разные культурные коды, разный язык, разные обряды, обычаи и привычки, разная еда – все эти препятствия при столкновении с иной культурой порой могут вырасти в разы, как на дрожжах. В «Молчании» разница между европейцами и японцами вырисована так остро и четко, что какое бы то ни было примирение кажется невозможным. На деле же, конечно, зрителю оставляют лучик надежды, пробивающийся сквозь грозовые облака отчуждения.

Тема «Молчания» - редка и от этого ценна, а значит такое кино является весомым вкладом в мировой культурный фонд. Кроме того, трудно подтвердить или опровергнуть историческую точность и достоверность представленных на экране событий – настолько закрытой в тот период была Страна восходящего солнца, а тем более – христианская община в ней. Христиане в то время были вынуждены скрывать веру не только от властей, но часто даже от себя самих.

Жаль только, что история падре Гарупе ушла на второй план, оставив падре Родригеса одного на жестокой сцене. В первых кадрах оба молодых человека кажутся наивными и неубедительными, но постепенно они оба раскрываются как настоящие борцы за веру с мученической душой. Эндрю Гарфилд внезапно для меня превратился в настоящую звезду драматического кино, хотя я все равно воспринимаю его как милого нелепого подростка каждый раз, когда вижу в новом фильме. Но почему так мало Драйвера? Ведь он ничем не хуже, и будь здесь две параллельных сюжетных линии, я бы, может, разревелась в голос и выла бы на экран, как на луну. Хотя многим хватит и одного страдающего священника на экране.

Роли второго плана достались не менее приятным японским актерам, с которыми я, к сожалению, менее близко знакома – это очаровательный Таданобу Асано, сыгравший жестокого, но улыбчивого переводчика, Синья Цукамото в роли скромного, но смелого Мокичи, и Еске Кубодзука, блестяще сыгравший вечно раскаивающегося предателя. Каждый из актеров-японцев обладает невероятно мощной харизмой, а на фоне прекрасных пейзажей, где проходили съемки, все выглядит максимально реалистично и живо (спасибо оператору Родриго Прието, известному по работе над фильмами «Пассажиры», «Сука-любовь», «Фрида», «21 грамм»).

Мне трудно спрогнозировать, как воспримут фильм верующие люди, но во всяком случае у зрителей будет больше двух с половиной часов, чтобы переосмыслить значение религии в своей жизни и в человеческой культуре в целом. Конечно, эта история многим покажется пронзительной и берущей за душу, а все нелогичные поступки героев – оправданными и логичными. Это парадокс хорошей режиссуры, я считаю. Скорсезе мог бы снять фильм с точки зрения японцев-инквизиторов, и поменять мою точку зрения на 180 градусов. Киноскусство – хитрая вещь. Бегущие картинки меняются, голос повествует от лица самого Бога, а душа ворочается внутри, как змея на раскаленных камнях, ведь каждую минуту мозг анализирует десяток экзистенциальных вопросов. Как ни странно, на самом деле у меня не существовало никакой позиции по данному вопросу до начала просмотра. И вот, выйдя на свет, я уже несу свое новоиспеченное мнение.

Оценка TenStars 9 из 10 Грандиозно