Какие ассоциации приходят нам на ум при упоминании солнечной Италии? Живописные площади Рима, поэтичные венецианские каналы, с иголочки одетые люди, чье лицо всегда тронуто легким загаром? Гастрономические изыски? Непринужденное отношение к жизни и умение наслаждаться моментом?

Картина «Неаполитанские истории» Антонио Капуано бескомпромиссно ломает все эти стереотипы, знакомя зрителей с совсем другой итальянской, а точнее, неаполитанской действительностью. Фильм закрывал Неделю критиков на 72-м Венецианском кинофестивале, а на 3-м Российско-Итальянском кинофестивале RIFF 2016 был признан лучшим фильмом года.

Историй в картине три, и в каждой из них - жизнь одного неаполитанца. Первый – Джиджино – пятидесятилетний эксцентрик, передвигающийся по городу неизменной трусцой, словно находящийся в вечном походе с рюкзаком за спиной. Ввиду своего непростого характера он находится в ссоре с родственниками и побирается подачками, заработанными чтением стихов посетителям ресторанов.

Отцу Джиджино 80 лет, но своей жаждой жизни он может дать фору и сыну, и внуку. Герой страстно любит все, что связанно с футболистом Диего Марадонной, и не жалеет сотни евро на то, чтобы уговорить оголиться свою немолодую украинскую помощницу по хозяйству.

Самый юный персонаж картины – 18-ти летний Марко, зарабатывающий тем, что разносит бакалею по квартирам ленивых покупателей. Когда-то Марко хотел стать актером, но мириады посещенных прослушиваний так и не дали выхлопа, и теперь он вынужден держаться за чудом ему доставшееся рабочее место.

На самом деле главный герой картины – это сам Неаполь с его грязноватыми улицами, пустующими заводами и маргинальной публикой. Поначалу найти во всем этом «великолепии» какое-то очарование оказывается непросто. Но вовсе не показать приятное глазу зрелище, очевидно, ставил перед собой задачу Антонио Капуано. Внимание к самым обычным людям с весьма непростыми характерами и неприглаженными, зачастую даже отталкивающим жизненным ситуациями – вот, что интересует здесь автора. В этом смысле «Неаполитанские истории» можно назвать реверансом великому итальянскому неореализму.

Псевдодокументальный эффект фильма здесь достигается за счет использованиястандартных для мокьюментари методов – подвижной, будто любительской камеры, бытовых локаций и диалогов. Правда ближе к концу фильма Капуано делает терпеливому зрителю несколько подарков – эти и очаровательная сцена импровизированного уличного балетного соло, и динамичная сцена погони, и даже один совсем сюрреалистичный эпизод, который на фоне прочих кажется выдержкой из «Великой красоты» Соррентино.

Драматургия в фильме тоже специфическая – мы не знаем много о том, что происходило с героями в прошлом, и можем лишь догадываться об этом, собирая отрывочную информацию из их собственных реплик и ремарок. Джиджино, например, когда-то был работником крупного промышленного предприятия, испытавшего на себе, судя по всему, удар экономического кризиса. Этот эффект неясности остаётся со зрителями до конца фильма: наше представление о будущем персонажей тоже остается туманным – совсем как в полной неопределенности реальности.

«Неаполитанские истории» - это необычное зрелище. Местами смешное, местами монотонное и немного сумбурное - как сама жизнь. Такой Италии не увидишь ни в картинах Феллини, ни у Антониони, ни у современных итальянских эстетов. Так почему бы не рискнуть?

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо