Это все, что у него есть. Без шахмат он никто (с)

У меня всегда были сложные отношения со спортом. Спасибо, что бег и спортивная площадка пока дают по минимуму все, что требуется моему организму. С настольными играми дела обстоят примерно так же, особенно если они требуют внимательности, сосредоточенности или математических вычислений. В шахматы я, конечно, играл, но это даже не стало для меня формой досуга. Эта игра для меня скорее отличный сюжетный ход из мини-сериала «Если наступит завтра».

Но если посмотреть на этот вид спорта с позиции общественной, оказывается, что шахматы, наравне с хоккеем и фигурным катанием, был инструментом политическим. СССР с помощью безусловно лучших в мире шахматистов доказывал своё интеллектуальное превосходство в период Холодной войны. Спортсмены выращивались в огромном количестве, обеспечивались всем необходимым, и Западу нечего было противопоставить этой спортивно мощи.

Жертвуя пешкой

Жертвуя пешкой Трейлер и обзоры Жертвуя пешкой

Жанр
Драма, Биография
Страна
США
Режиссер
Эдвард Цвик
В ролях
Питер Сарсгаард, Шеймас Дэви-Фицпатрик, Тоби Магуайр, Лив Шрайбер, Софи Нелисс, Майкл Стулбарг, Эвелин Брошу, Лили Рэйб, Эйден Лавкамп, Робин Вайгерт
Премьера в РФ
19 ноября 2015

прототипы и актеры

Но в 1958 году на шахматной арене появился вундеркинд – Бобби Фишер, ставший самым молодым чемпионом Америки. В 6 лет у него обнаружились способности к игре и, по его словам, с 7 лет он уже стал серьезно тренироваться. Мальчик все бросил на реализацию своей мечты. Вел монашеский образ жизни, не общался с семьей, долгое время оставался девственником. Несмотря на свой буйный характер и постоянное недовольство правилами турниров, Фишер тем не менее обыгрывал почти всех, кто садился к нему за стол. Звание гроссмейстера в 17 лет пророчило Фишеру блестящее будущее. Однако политическая ситуация в мире и непростой нрав шахматиста позволили ему сразиться за титул чемпиона мира только через четырнадцать лет после профессионального признания. В Рейкьявике Фишер встретился с советским гроссмейстером Борисом Спасским.

режиссер и его доска

Голливуд с разных сторон пытался подойти к истории Бобби Фишера. В 1993 году вышла картина «В поисках Бобби Фишера» о том, как родители из своего чада пытаются сделать чемпиона мира. Затем в 2011 году был снят документальный фильм о великом шахматисте, центром которого тоже стал матч с Борисом Спасским за звание чемпиона мира. Картина включала в себя массу интервью, архивные записи, фотографии и множество других видеоподтверждений гениальности и болезни Фишера. «Бобби Фишер против всего мира» интересен тем, что рассматривает историю со всех сторон и доводит героя до логического завершения его жизни. Картина подтверждает множество фактов, которые казались специальными придумками для «Жертвуя пешкой».

Режиссер «Последнего самурая» и «Вызова» Эдвард Цвик пошел ва-банк и снял одну из лучших картин в своем резюме. Постановщику всегда лучше удавалось показать непростых героев, которые не вписываются в общество, но пытаются в нём существовать. Бобби Фишер был именно таким субъектом, да и Борис Спасский, советский шахматист, был вне системы, и государство терпело его только из-за незаурядных способностей.

Сценарием фильма занимался Стивен Найт, у которого на проекты уровня «Острых козырьков» приходятся всякие «Пороки на экспорт». Найт проявил в «Пешке» свои лучшие качества – прекрасно и просто прописанные герои, интригующая история, несмотря на то, что сюжет строится на исторических событиях, и юмор в дозированных количествах. Но самое главное - риск, на который пошли авторы: они показали всё, что приравнено к категории слухов. Какая-то информация о судьбах Фишера-Спасского не подлежит обсуждению, многое не имеет подтверждений. Сценарист воспользовался своим пониманием исторического периода и тем впечатлением, которое сложилось у него о героях при изучении их биографий. Правда надо сказать, «Жертвуя пешкой» - это больше фильм про Бобби Фишера, чем про поединок двух гениев. Фигура Бориса Спасского показана уж слишком образно, поверхностно.

Создателям с удивительной легкостью удается обмануть зрителя, особенно российского. Очень непросто уловить момент, когда твоим фаворитом становится американский гроссмейстер. Так же отношение авторов к державам оказывается не таким однозначным, как могло показаться в самом начале. И главное, диалоги, Яркие и эффектные. Хочется душу дьяволу продать за умение так писать, и я говорю про дублированную версию. А представляете, насколько они прекрасны в оригинале?

И раз уж я вспомнил об этом, повторю свою любимую мантру: картину непременно нужно смотреть с субтитрами, ведь на экране идёт не просто война между странами, не только война политических и шахматных ходов, но и словесная. А значит именно в диалогах содержится 90% аудио-наслаждения. Так что подумайте дважды, что для вас важнее: зрение, которое вы будете напрягать на протяжении двух часов, читая субтитры, или слух, который вы усладите полным комплектом «вкусностей», придуманных авторами фильма.

популярная в то время карикатура

Тоби Магуайр выступает в проекте и как актер, и как продюсер. Очевидно, история Бобби Фишера задела его за живое, актёр выдаёт эмоциональную и талантливую игру на экране. И хотя он совершенно не похож на прототип своего героя, Магуайр сумел уловить специфические движения шахматиста и его взгляд. Из-за того, что актёр сам вложился в проект, картину смогли снять без участия голливудских студий. Это значит минимум производственных проблем и никаких требований переписать сценарий.

Лив Шрайбер безоговорочно хорош, давно ему не доставалось столь органичных образов. Жаль, что его мало, но каждая его сцена врезается в голову и не отпускает до конца просмотра. Кстати, он и есть один из поводов смотреть фильм с субтитрами. Актер разговаривает в фильме по-русски.

Питер Сарсгаард продолжает свой удачный год. В «Черной мессе» он был чуть ли ни единственным героем, у которого были эмоции. Здесь же ему достаточно просто появиться на экране. Тем более актер и сам играет в шахматы, поэтому участие в проекте было для него не просто работой. Сосредоточением сразу нескольких героев стал адвокат Фишера в исполнении Майкла Стулбарга. Актёра шесть лет назад открыли широкой публике братья Коэн. И в «Пешке» он в образе темной лошадки со своими принципами и желаниями не подвёл своих благодетелей.

Съемочная группа вдохнула в шахматные партии настоящую магию, оторваться от настольных поединков просто невозможно. Никогда бы не подумал, что буду безотрывно следить за судьбой двух шахматистов, в жизни которых не так уж много всего и происходит. Была проведена работа и над архивными материалами, которые минимально, но присутствуют в кадре. Стоит отметить и работу художников по декорациям и костюмам, которые восстановили на экране ту эпоху. Не доподлинно, но в духе времени. Хотя один подлинник на экране всё же был. Тот самый стол, за котором Фишер и Спасский разыграли знаменитую партию, для финальной сцены поставили в кадр к актёрам.

Буквально пару дней назад я расхваливал Джеймса Ньютона Ховарда за саундтрек к «Сойке-Пересмешнице», с «Жертвуя пешкой» ситуация оказалась иной. Музыка здесь всего лишь один из элементов воздействия на зрителей: она незаметна и работает на подсознательном уровне, разбавляя слишком сложные и монотонные сцены. Однако композитор с актёром Макгуайром проделали невероятную работу. У Фишера развивается болезненная чувствительность к звукам, и то, как это реализовано на экране с помощью звуков и игры, выносится за пределы экрана. Я буквально ощущал эту нетерпимость на себе.

Проект «Жертвуя пешкой» оказался интеллектуальным блокбастером, очередным и очевидным успехом компании «Вольга». Возможно, кинематографическому Бобби Фишеру удастся вернуть моду на шахматы. Фильм получился умным и разговорным. Он отчаянно пытается казаться проектом о противоборстве двух держав. А на самом деле авторы рассказывают историю гения, которого мало кто понял. И несмотря на это Фишер достиг всего, чего хотел. Достиг ли того же Эдвард Цвик? Кажется, это вопрос к американской киноакадемии.

Оценка
8

Жертвуя пешкой

Жертвуя пешкой Трейлер и обзоры Жертвуя пешкой

Жанр
Драма, Биография
Страна
США
Режиссер
Эдвард Цвик
Продюсер
Тоби Магуайр, Эдвард Цвик, Гэйл Кац
В ролях
Питер Сарсгаард, Шеймас Дэви-Фицпатрик, Тоби Магуайр, Лив Шрайбер, Софи Нелисс, Майкл Стулбарг, Эвелин Брошу, Лили Рэйб, Эйден Лавкамп, Робин Вайгерт
Премьера в РФ
19 ноября 2015