Какой-то сезон ребутов, честное слово. И я говорю не про май, а про тенденцию, которую мы все наблюдаем, кажется, с «Пробуждения силы». Когда выходит новый фильм франшизы с высоким порядковым номером, а ты смотришь, и он похож на первый, только снят круче. Потому что «компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь». Про пятую часть «Пиратов Карибского моря» хочется писать именно такими штампами. Ведь она сама составлена из них. Но что в этом пиратском сериале хорошо, так это то, что эти штампы были изготовлены 14 лет назад Джерри Брукхаймером и Гором Вербински, когда они затеяли превратить аттракцион Диснейленда в аттракцион мирового кинематографа. И ведь получилось. Так почему бы не прокатиться на этой карусели ещё раз, и ещё, и ещё…

Жанр фэнтези, боевик, комедия, приключения

Страна США

Режиссер Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг

Сценарий Джефф Натансон, Терри Россио, Тед Эллиот и др.

Продюсеры Джерри Брукхаймер, Джозеф М. Карачиоло мл., Чад Оман и др.

Оператор Пол Кэмерон

Музыка Джеф Дзанелли

В ролях Джонни Депп, Хавьер Бардем, Джеффри Раш, Брентон Туэйтс, Кая Скоделарио, Кевин МакНэлли, Голшифте Фарахани, Дэвид Уэнэм, Стивен Грэм и др.

Премьера в РФ 25 мая 2017 года

Если взять за правило, что в приличном обществе о фильме «На странных берегах» не говорят, то «Мертвецы не рассказывают сказки» - это логичное и не анахроничное продолжение франшизы. Кто не помнит, третья часть заканчивается на том, что Уилл Тёрнер становится капитаном "Летучего Голландца" с правом ступать на землю раз в 10 лет, предаётся любви с Элизабет, теперь уже тоже Тёрнер, а потом, после затемнения, мы видим Элизабет, стоящую на утёсе рядом с довольно крупным ребёнком. Так вот, это Генри Тёрнер - сын главных героев и ключевой персонаж нового фильма. Именно ключевой, а не центральный. Потому что в сердце «Пиратов» всегда только капитан Джек Воробей. А вот чтобы до этого сердца добраться, нужно открыть немало замков и тайн. Так что повторюсь: Генри Тёрнер - ключевой персонаж пятого фильма. Одержимый идеей спасти папу от проклятья и восторженный морем мальчишка с загорелым лицом Брентона Туэйтса.

Именно он запускает круговорот событий (ещё один штамп), в котором весь водный мир снова будет гоняться за капитаном Джеком Воробьём, чей основной навык - это быстро и бестолково бегать от всего в жизни. Безусловно, тактика рабочая, если судить по пятому фильму. Капитан жив, капитан почти не состарился, капитан умудрился не расколоть и не пропить своё главное сокровище - «Чёрную Жемчужину». Но поднадоевшая, если честно. Поэтому в новом фильме Джерри Брукхаймер, подлинный Нептун этой франшизы, решил наконец добавить к этой беготне исторического смысла. Проще говоря, наконец уже рассказать историю капитана Джека Воробья в полном объёме.

В этом плане «Мертвецы не рассказывают сказки» смотрятся, как проект по закрытию гештальтов. Сценаристы планомерно заливают смолой все пробоины в корабле «Пиратов», образовавшиеся за 14 лет. И это сильная сторона фильма. Потому что современный зритель, как его ни обзывай попкорновым, довольно внимательно смотрит картины, и логические нестыковки или просто недосказанность его раздражают. Да, с такой публикой метафоричному кино живётся тяжелее, но мы же сейчас говорим об одном из «главных блокбастеров мая», от которого ждут максимальной сюжетной ясности и феерических морских боёв. И тут, надо сказать, центральный сюжет этому требованию отвечает. Все герои до единого разбираются со своим прошлым. Даже новички Генри и Карина, которых нам толком-то и представить не успели, а у них уже проблемы и любовь маячит на горизонте.

А вот слабая сторона проекта в том, что при всей возможной глубине смыслов, публику «Пиратов» всё же нужно развлекать. Да пободрее. Да поизощрённее. Да побольше. И тут лента начинает крениться в сторону проекта, который даже самые лояльные критики иначе, как развлечением не называют. Я говорю о франшизе «Форсаж». Первое появление на экране Джонни Деппа обставлено, как очередная погоня. Но не просто погоня, а фактически цитата из… не поверите, пятого фильма гоночного сериала. От зрительской истерики спасает только знаменитая музыка Ханса Циммера, которая тоже впервые в классическом исполнении вступает именно в описываемой сцене. Так «Пираты Карибского моря» возвращаются к самовыработанному канону.

Ставка на нового харизматичного и могущественного злодея играет 50/50. Поклонникам Хавьера Бардем определённо понравится капитан Салазар, списанный, очевидно, с его персонажа из «Координатов «Скайфол»». И ведь не поспоришь, образ отменный. А уж какой грим и компьютерная обработка - загляденье просто. Вот только одна проблема: заявленные в трейлерах ужасные деяния Салазара - это практически полный набор сцен с участием смертоносной «Немой Марии». А управляет ей не всемогущий призрак, способный сравняться в силе лишь с магией «Летучего Голландца», а раздражённый полтергейст. Создаётся впечатление, что Бардема попросили придержать харизму, чтобы не затмить главное солнце проекта. А когда он не смог, сценаристы отобрали у него часть волшебной силы.

Между новой любовной парой не искрит, но хотя бы шутки неплохие проскальзывают. Кая Скоделарио взяла на себя роль разрушительницы предрассудков, а это всегда выглядит забавно, когда в историческом антураже просматриваются признаки современности. Её персонаж, как и молодой Тёрнер, конечно, был призван запустить новую трилогию. Но, как уже было написано выше, история каждого героя в «Мертвецах» выглядит законченной. И если уж говорить о «Пиратах Карибского моря: новое поколение», то этот фильм - скорее подготовительный этап, а не первая серия.

Главные козыри «Мертвецов» - это главные кинотренды: компьютерное омоложение и приглашение суперзвезд из других сфер шоубизнеса на эпизодические роли. И раз уж Брукхаймер придумал капитану Джеку Воробью рок-н-ролльную семью, пришлось продолжить следовать этой традиции. Вот только аплодировать появлению на экране сэра Пола МакКартни будет публика от 25 и старше. А целевая аудитория фильма будет недоуменно поглядывать на своих соседей, есть у меня такое подозрение. Зато омоложение, наоборот, скорее будет раздражать старших и радовать молодых, простите за повтор. Юный Джек выглядит на экране эдакой куколкой, живым манекеном на картонном корабле посреди рисованного моря. И хотя его появление в нежном возрасте более чем оправдано, надо признать, над этой космической технологией специалистам предстоит ещё поработать. Вопрос: надо ли?

Для поколения, выросшего на «Пиратах Карибского моря», пятый фильм мог бы стать логичным завершением целой сказочной эпохи. Идеальный финал, не оставляющий после себя никаких вопросов. Триумфальный забег капитана Джека Воробья, после которого он срывает грудью красную ленточку и уходит домой с кубком. Но у этой сказки есть сцена после титров. И когда через пару лет я снова буду писать рецензию на «Пиратов Карибского моря», я буду точно знать ответ на вопрос, от кого же так быстро убегает Джонни Депп. От неугомонного продюсера, которому, кажется, и целого Мирового океана мало, чтобы утолить жажду киноприключений.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально