Если вы любите умное кино, идите на «Прибытие». Если вы любите качественную фантастику, идите на «Прибытие». Если вы любите напряжённую драму, идите на «Прибытие». Если вы любите Дени Вильнёва, идите на «Прибытие». Если вы устали от мельтешения спецэффектов, идите на «Прибытие». Если вы хотите узнать, чем восторгается мировая кинопресса, идите на «Прибытие».

Нет, у этого фильма есть недостатки, но по сравнению с достоинствами они так же ничтожны, как планета Земля в масштабах бескрайней вселенной. На что «Прибытие» красноречиво намекает.

Жанр фантастика, триллер, драма, детектив

Страна США

Режиссер Дени Вильнёв

Продюсер Пол Барбо, Глен Баснер, Дэн Коэн

В ролях Эми Адамс, Джереми Реннер, Майкл Стулбарг, Форест Уитакер, Сангина Патель, Марк О’брайан

Премьера в РФ 11 ноября 2016 года

В 12 точках нашей планеты приземляются инопланетные корабли. У людей паника, разумеется, но пришельцы готовы идти на контакт. Они распахивают двери в свой корабль и даже пытаются разговаривать с землянами. Проблема лишь в том, что люди их не понимают. Пока на один из бортов не ступают лингвист Луиза Бэнкс и физик Иэн Доннели.

«Прибытие» - редкий образец действительно научной фантастики, одинаково обращённый к людям всех складов ума. Тандем лингвиста и физика действует под руководством военных, которые подчиняются политикам - это и есть упрощённая пирамида устройства нашего общества. Реши задачу внутри этой мини-структуры - поймёшь, как её решить в масштабах планеты. Но главное, представители точных и гуманитарных наук тут действительно работают вместе и без ненужных этому фильму подколов на тему полярности мышлений и полов.

И это непривычно - картина, практически лишённая юмора, когда даже самые серьёзные режиссёры в попытке воссоздать максимальный реализм на экране, вворачивают пару метких шуток. Потому что, ну, мы же все шутим… особенно в экстремальных ситуациях. Герои «Прибытия» может и язвят в начале фильма в ответ на приказы своего приобретённого руководства в погонах, но умудряются не скатиться до уровня хохмы и не сбить настроение зрителей на вдумчивый просмотр серьёзного кино.

Главная особенность «Прибытия» заключается в том, что фантастическая составляющая тут - не антураж, не условность, которая лишь призвана усилить впечатление от разыгрываемой человеческой драмы. Это целостный и настолько плотно сбитый сюжет, что едва ли можно сказать «вот это было лишним», «а это можно было вообще сократить». Даже как будто затянутые крупные планы задумчивой Эми Адамс - важная часть повествования. Ведь когда вы пытаетесь вспомнить что-то далёкое, но весьма значимое, вы тоже как будто «зависаете», несмотря на хаос вокруг. А от воспоминаний героини Адамс в буквальном смысле зависит судьба человечества. Пожалуй, ради такого стоит подождать.

Дени Вильнёв вообще любит всматриваться в лица своих героев вне зависимости от их характера и ситуаций, в которых они находятся. Узнать почерк канадского постановщика можно по этим характерным «остановкам» и по цветовой гамме, которую он всегда как будто глушит, чтобы яркие краски не отвлекали зрителей от смысла сказанного или сделанного. Но именно в «Прибытии» этот ход просто необходим. Картина наполнена лингвистической терминологией, она заставляет вслушиваться. А нелинейное повествование - запоминать взаимосвязи и последовательность каждого нового действия. Режиссёр умудряется сохранить нерасторопность своего фильма, даже когда по сюжету уже всё в огне. Лишь чуть сокращает длину планов и за счёт этого добавляет динамики, которая обещает зрителям скорую развязку.

Принадлежность к фантастическому жанру подтверждает и количество сцен внутри космического корабля. От зрителей не прячут ни сам НЛО, ни пришельцев. А невероятной красоты и строгой структуры язык, которым они пишут на разделяющем их барьере - это полноценный герой фильма. Куда более осязаемый, чем большинство второстепенных героев в человеческом штабе.

Да, я добралась до недостатка. Лично мне осталась совершенно неясной фигура представителя ЦРУ, которого играет Майкл Стулбарг. Точнее, мне непонятно, зачем было приглашать именно этого в меру узнаваемого актёра на роль ружья. (Хотя, кажется в «Докторе Стрэндже» этого актера использовали ещё примитивнее). С другой стороны, непростая драматико-фантастическая история требовала хорошей актёрской поддержки даже в мелочах. Чтобы за спинами Эми Адамс и Джереми Реннера не было зияющей пустоты. В этом смысле Майкл Стулбарг и Форрест Уитакер в роли полковника военной разведки отлично прикрывают тыл учёного дуэта. И несколько приземляют эту фантастическую ленту.

Удивительная характеристика «Прибытия» - его абсолютная жизненность. Этот фильм выглядит настолько правдоподобно, как будто эта история уже произошла, а Вильнёв просто с документальной точностью её экранизировал. Ведь в этой фантастике нет ни бластеров, ни погонь на космолётах, ни боевых действий на орбите. Есть только зависший над Землёй огрызок Луны, одна двенадцатая часть, и загадочные гиптоподы за туманным стеклом - вот и всё, что гарантированно пришлось нарисовать для этого фильма. Всё остальное окружение героев подчёркнуто натурально. Именно за счёт этой реалистичности у Вильнёва получается сохранять сюжетную интригу до финального акта картины. Мы, зрители, конечно, подозреваем, что с героиней Адамс что-то не так, но больше верим в банальную депрессию, чем в какой-нибудь дар свыше.

«Прибытие» действительно удивляет. Но даже не столько сюжетом, хотя он отнюдь не банален, сколько фактом своего существования. Оказывается, интеллектуальную фантастику можно сделать захватывающей. И для этого вовсе не нужно бегать по экрану с криками «мы всё умрём» и ровнять с землёй Капитолийский холм. Оказывается, можно одинаково понравиться зрителям и критикам, не заигрывая на экране ни с кем. И оказывается, идеи чистого гуманизма не просто живы. Они способны оглушить своей актуальностью и тронуть до глубины души даже чёрствого зрителя. Разумеется, сужу по себе. Но что-то мне подсказывает, что я не далека от истины. Может голос из космоса?

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично