В списках самых скучных профессий на лидирующих позициях непременно оказывается бухгалтер. Монотонные сверки балансов и отчетов о прибылях и убытках – занятие, которое может с легкостью вогнать в смертельную тоску. Ну а что, если бухгалтерия – это только хитрый способ прикрытия для математика со способностями первоклассного киллера?

«Расплата» - это неожиданно многослойная история. Одновременно и остросюжетный боевик с элементами триллера, и психологическая драма, сделанная с отменным юмором. Сценарий картины в 2011 г. попал в знаменитый «черный список» (не реализованных, но потенциально успешных проектов) и с тех пор ждал своего часа. Главную роль даже обещали Уиллу Смиту, но что-то не сложилось, и это, пожалуй, к лучшему.

Главный герой – Кристиан Вульф – высокопрофессиональный аудитор, оказывающий серьезным предприятиям услуги по финансовому консалтингу. Все бы ничего, но подрядчики Кристиана – главы наркокартелей и других криминальных организаций, замешанных в отмывании гигантских денежных сумм. Не имея возможность подолгу задерживаться на одном месте, аудитор перемещается на бронированном доме на колесах, забитом оружием, золотыми слитками и оригиналами работ импрессионистов и абстракционистов (все клиенты расплачиваются по-разному).

В один прекрасный день Кристиан получает заказ от крупной корпорации, занимающейся производством протезов. Меньше, чем за сутки, ему удается обнаружить утечку в 61 миллион долларов. С этого момента копание в бухгалтерских книгах для героя не слишком плавно переходит в борьбу за выживание.

Как бы ни было велико мое предубеждение по отношению к драматическому актеру Бену Аффлеку, партию флегматичного актуария он исполненяет абсолютно органично. В его герое соседствуют незаурядный интеллект, подчеркнутая социопатия и навык попадать в мишень с расстояния в несколько километров. С одинаково невозмутимым видом он перемножает в уме пятизначные числа и дробит черепа недоброжелателям.

В то же время благодаря флешбекам мы понимаем, что невозмутимость – это вовсе не черствость, а лишь особенность его психики. Как показывают многочисленные сцены из прошлого, в раннем возрасте у Вольфа диагностировали аутизм вкупе с недюжинным математическим талантом. Отец же внушил Кристиану, что он не хуже прочих, а просто другой.

Для боевика такая сценарная схема это, вообще-то говоря, редкость. Чаще мотивации героев-наемных убийц остаются неочевидными, а образы – поверхностными. Но в данном случае Дюбок (его же перу принадлежит недавний «Судья») озаботился тем, чтобы зритель мог герою если не симпатизировать, то по крайней мере сопереживать.

Также в «Расплате» появляется Анна Кендрик в роли финансистки, в душе тяготеющей к искусству. Полная противоположность герою Аффлека – меньше него примерно в три раза, миниатюрная, хрупкая и болтливая, эта трогательная героиня добавляет картине искру жизни и «делает» большинство юмористических сцен. Еще один небезынтересный второстепенный персонаж – следователь Минфина в исполнении неизменно харизматичного Дж. К. Симмонса.

В «Расплате» отлично соблюден баланс между динамичными сценами погонь и перестрелок и спокойными, но не менее зрелищными этапами дедуктивных процессов расследования финансовых махинаций. Некоторые из сюжетных поворотов оказываются ожидаемыми, другие позволяют зрителю сохранить любопытство до финальных титров. В результате двухчасовая картина смотрится на удивление легко и даже оставляет желание вспомнить о ней некоторое время спустя. Для фильма, который в оригинале называется одновременно занудно и пугающе – «Бухгалтер» – это, по-моему, отличный результат.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично