Делиться значит любить (с)

Сегодня наша жизнь неразрывно связана с социальными сетями и интернет-активностью: фотографии, видео, репосты, лайки, смайлики и тексты. Чем бы мы не занимались, отчёт об этом с броским хэштегом окажется на нашей страничке и получит отклик, ради которого всё и пишется. Но если все это из разряда добровольной деятельности превратится в нечто обязательное, без чего вы не сможете существовать, как вы поступите? Будете скрываться? Переедете в лес или примкнете к большинству и станете жить по стандартным правилам, со всеми законами, обязанностями и принуждениями? В общем-то в этом и есть главная идея фильма «Сфера», который прокатчики называют сенсационным. Ничего сверх здесь, конечно, нет: очередная антиутопия, которая довольно-таки сильно приравнена к нашей действительностью. Все это может напугать зрителей, а, возможно, подскажет, как можно остановить всеобщее помешательство.

Жанр
Драма, фантастика, триллер
Страна
ОАЭ, США
Режиссер
Джеймс Понсольдт
Сценарист
Дэйв Эггерс, Джеймс Понсольдт
Оператор
Мэттью Либатик
Композитор
Дэнни Элфман
Продюсер
Стефани Аспиазу, Энтони Брегман, Питер Крон
В ролях
Эмма Уотсон, Эллар Колтрейн, Гленн Хедли, Билл Пэкстон, Нэйт Корддрии др.
Премьера в РФ
27 апреля 2017

Мэй Холланд проходит собеседование в компанию под названием «Сфера». Её нанимают на должность постоянного сетевого пользователя, если можно так выразиться, и девушка погружается в мир открытий, социальной активности и возможности реализовать себя. Но чем дольше она со всем этим соприкасается, тем больше замечает, что многим, особенно её близким, эта постоянная открытость не нравится. Всем нужно личное пространство, без которого их жизнь в Сети будет слишком напоминать тюремное заключение.

Книга Дэйва Эггерса сейчас рекламируется как международный хит с кучей поклонников, когда-то подобным образом продавался и Патрик Зюйскинд со своим «Парфюмером», которого вряд ли многие дочитывали, но хвалили все массово. «Сфера» интересно начинается, у нее неплохая сюжетная идея и при этом она разительно отличается от другой не так давно экранизированной книги Эггерса «Голограмма для короля». Но в какой-то момент эта интернет-история сбивается, технологии и социальная линия отходят на второй план, а на первый выходит драма главной героини и её проблемы на любовном фронте.

Главную роль отдали Эмме Уотсон. Сказочным образом актриса вспоминает в «Сфере», что она человек, а не глиняная кукла с одним выражением лица на любые проблемы. И радуется и восхищается всем, что предлагают ей новые работодатели. Том Хэнкс, заявленный на постере, не такой частый гость в фильме, как можно было бы надеяться. Он вместе с Пэттоном Освальтом из «Агентов Щита» появляется в важных сценах, их где-то четыре-пять, и удаляется, чтобы не мешать молодому поколению решать свои судьбы самостоятельно. Для Хэнкса, очевидно, основная роль заключалась в продюсирование этого кинопродукта. Последнего ключевого героя в «Сфере» сыграл Билл Пэкстон и сделал это мастерски: отцу героини сопереживаешь во время просмотра больше всего.

Создатели немного расширили, по сравнению с книгой, образы бывшего парня Мэй и её лучшей подруги, которых сыграли Эллар Колтрейн из «Отрочества» Линклейтера и Карен Гиллан, больше всего известная, как Небула из «Стражей галактики». Актерам удалось оживить слишком шаблонных героев, придав им эмоций и мотивов к решительным действиям. Слабое звено «Пробуждения силы» Джон Бойега играет в «Сфере» самого загадочного и интересного героя. Ставка на этого актёра не выглядит очевидной, да и его герой раскрывается перед Мэй слишком быстро и не выглядит персонажем, который может поменять мировоззрение всего человечества.

Сильное звено фильма - композитор Дэнни Элфман, настоящий мастер музыкальных экспериментов. Для «Сферы» он поработал с электронными композициями, которые частенько напоминают саундтрек «Трон: Наследие», но идеально подходят идеям и диалогам, высказываемым в картине.

Ещё одна профессиональная константа этого проекта - оператор. Считаю, что человек, снявший «Реквием по мечте» Даррена Аронофски, может после этого мастерски показывать зрителям любую другую историю. Мэттью Либатик снял «Сферу» в классической урбанистической манере: без длинных планов, красивых пейзажей, которых как раз очень не хватало, ведь по книге им отведено достаточно места. Живые пейзажи могли бы противостоять виртуальному миру, в который погружается героиня. Но этого не происходит. Зато за развитием технологий смотреть одно удовольствие, какие только гаджеты не используют герои картины. А их работа показана без лишней зауми, чтобы быть понятной любой публике в зале.

«Сфера» - не самая очевидная экранизации довольно-таки спорной книги, которая требовала доработок, конкретного финала и актуализации идей. Технологически кино сделано удачно и актеры делают все, чтобы хоть как-то развить и разнообразить пресное и заученное существование своих персонажей. Никаких новых вершин проект, правда, не открывает, но как кино на вечер вполне сойти может.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально