Меньше трёх недель прошло после, возможно, самой скандальной церемонии вручения премии американской киноакадемии в истории. Шумиха улеглась, досадные казусы уже обсудили все, кому не лень и, похоже, об "Оскаре" теперь можно благополучно забыть на целый год. Кто вообще помнит, какие фильмы боролись за награду? Точно были "Ла-ла ленд", "Прибытие" и "По соображениям совести"... Ах да, ещё и "Лунный свет" - теперь-то его забыть будет очень сложно, даже если очень хочется. Остальные, менее заметные номинанты ожидаемо канули в лету и, в общем-то, туда им и дорога. Вот только русские прокатчики решили сыграть с нами злую шутку и одного из претендентов на самый главный "Оскар" вдруг выпустили спустя полмесяца после вручения премии на большие экраны. "Скрытые фигуры" у тех, кто взахлёб просматривал всех номинантов перед церемонией, давно уже выветрились из памяти. И очень зря, потому что этот фильм в каком-то смысле можно назвать лучшим среди всех конкурсантов.

Жанр драма, биография, история

Страна США

Режиссер Тед Мелфи

Сценарий Эллисон Шредер, Тед Мелфи, Марго Ли Шеттерли

Продюсеры Питер Чернин, Донна Джильотти, Тед Мелфи

Оператор Мэнди Уокер

Музыка Бенджамин Уоллфисч, Фаррелл Уильямс, Ханс Циммер

В ролях Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер, Жанель Моне, Кевин Костнер, Кирстен Данст, Джим Парсонс, Махершала Али и др.

Премьера в РФ 16 марта 2017 года

"Скрытые фигуры" на Оскаре не получили вообще ничего, да и представлены были всего в трёх номинациях. Конечно, можно проанализировать этот фильм, не упоминая его выдвижения на всеамериканскую кинопремию, а вместо этого поговорить о его плюсах, минусах, драматургии и глубоком посыле. Но какой в этом смысл? Эта картина, по сути, мало что представляет собой, если говорить о ней не в контексте "Оскара". "Скрытые фигуры" - рядовой, можно даже сказать попсовый фильм, который не был бы замечен в мире и не вызвал бы волну обсуждений, если бы не престижные номинации. Но так уж вышло, что завоевать сердца академиков в этом году было легко - просто надави на больные темы. Притесняемые чернокожие? Великолепно, получите номинацию. Сильные волевые женщины в борьбе за свои права? Забирайте ещё одну. Отличие "Фигур" от остальных конкурентов, спекулировавших на темах равноправия и толерантности, заключается в том, что это кино снято не только для того, чтобы заявить о какой-то проблеме. В первую очередь, это фильм, и он рассказывает историю. Основанную, между прочим, на реальных событиях, а потому, несмотря на попытки создателей сыграть на "больной" теме, ленту всё равно смотреть интересно благодаря увлекательному сюжету и живым персонажам.

Номинацию за "лучший адаптированный сценарий" картина получила абсолютно заслуженно. Ведь основан фильм не на пьесе или романе, которые относительно легко переложить на киноязык, а на документальной книге, рассказывающей о работе в конце 1960-х над американской космической программой. История эта о трёх афро-американских женщинах: математике, программисте и инженере, которые, преодолевая расовые предрассудки, работают на НАСА. Одной приходится через суд доказывать, что чёрная женщина может работать инженером, другая вечно надолго покидает рабочее место, из-за того что туалет для "цветных" находится в другом здании, а третья... что ж, третья не может решить свои проблемы с женихом, который не желает мириться с тем, что жена будет зарабатывать больше него. При этом это фильм о космосе, в котором, правда, вы не увидите вблизи звёзды или далёкие планеты. Однако космическую тематику он раскрывает, в какой-то степени, даже подробнее, чем та же "Гравитация" или "Апполон 13". О бравых космонавтах, покоряющих Луну или Марс, мы уже смотрели не один десяток фильмов, но о людях, благодаря которым такие полёты становятся возможными, рассказывают в кино крайне редко.

Да, лента настойчиво заявляет о проблемах расизма и феминизма, но темы эти в "Скрытых фигурах" не раздражают и не вызывают отторжения. Ведь показанные на экране события обыграны с лёгкой улыбкой и происходили на самом деле, причём было это не так давно. Подумать только: каких-то пятьдесят лет назад человечество уже покоряло космос, а чернокожих при этом всё ещё отправляли на задние места автобусов и в отдельные туалеты. Хотя основной посыл фильма всё равно кажется размытым. Нам пытаются показать, как разрушаются барьеры нетерпимости и как важно относиться ко всем одинаково. Вот только, исходя из сюжета картины, преодолеть предрассудки людям приходится не дружбы и равноправия ради, а чтобы догнать и перегнать "империю зла», в роли которой выступает, конечно же, Советский Союз. Когда Кевин Костнер в сердцах разрушит кувалдой табличку "только для белых", мы видим, что делает он это ради объединения перед лицом врага.

Ещё у картины есть номинация на "Оскар" для Октавии Спенсер за лучшую женскую роль второго плана. Но надо признать, что ничего отличного от её игры, в во многом схожей, кстати, с образом в "Прислуге", она не показала. В "Скрытых фигурах" живой и убедительной история становится, благодаря заслугам всего актёрского ансамбля: не случайно фильм получил награду Гильдии актёров за лучший актерский состав. Трио Тараджи П. Хенсон, Октавии Спенсер и Жанель Моне получилось ярким и органичным. Героини обаятельные и целеустремленные, благодаря чему к ним не получается относиться равнодушно. Вечно хмурый Кевин Костнер сыграл здесь Кевина Костнера, но в этот раз его неизменный образ пришёлся как нельзя кстати. На втором плане тут можно увидеть и Кирстен Данст, сыгравшую холодную и деловую расистку, которой в силу должности приходится вести себя вежливо и мило с черонокожими коллегами. А ещё здесь есть новоиспеченный оскаровский лауреат Махершала Али и зачем-то сбежавший с актёрской площадки "Теории большого взрыва" Джим Парсонс.

Так почему же я в начале рецензии посмел заявить, что этот фильм можно назвать лучшим среди всех номинантов на приз за лучшую картину? Просто по сравнению с остальными номинантами, спекулирующими на теме толерантности, "Скрытые фигуры" делают это ненавязчиво и сюжетно оправданно. Ну, а такие мастодонты, как "Прибытие" и "Ла-ла ленд" были обречены на то, что мнения о них у разных людей будут абсолютно противоположными - от восхищения до ненависти. Именно для тех, кто не разделяет всеобщих восторгов по поводу всеобщих фаворитов и устал от назойливой толерантности, льющейся с экрана, и существуют "Фигуры" - правдивое и непретенциозное кино, способное увлечь и развлечь.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально