Я не аппарат искусственного дыхания, дыши сам (с)

Осточертели уже эти жалкие попытки российских кинематографистов создать картину с романтическим уклоном при этом без дебильных шуток, стандартного голливудского сюжета и актеров, которые совершенно не понимают, что от них требуется. За последние лет десять чего в нас только не пытались впихнуть. Однотипные и уж больно тупые поделки Марюса Вайсберга: пока еще дилогия «8 … свиданий», трилогия «Любовь в большом городе», недоработанные и скорее грустные фильмы Анны Меликян «Русалка», «Звезда», «Про любовь». Тут же можно упомянуть о стерильных проектах Резо Гигинеишвили: «Без границ», «Любовь с акцентом», «Жара». И масса других работ от однодневных авторов, которые даже не запоминаются.

На этом фоне кажется, что выходу в прокат картины «Статус: Свободен» способствовало провидение, не меньше. И российские зрители наконец получат то, что ждали долгие годы. Ведь главный создатель ленты, Павел Руминов, это человек-юла, находящийся в постоянном поиске нового опыта, форматов, возможностей и жанров. А Данила Козловский и Елизавета Боярская, исполнители главных ролей, может не всегда выбирают правильные проекты, но зато каждый из них на слуху и привлекает внимание кинозрителей. И все же я скептически относился к этому проекту, пока не оказался на премьере, где Павел Руминов и Данила Козловский превратили вступительное слово в шоу глупостей, наблюдений, хорошего настроения и слов благодарности. Так что настрой на фильм слегка изменился.

Жанр
Романтика, комедия, драма
Страна
Россия
Режиссер
Павел Руминов
Продюсер
Сергей Ливнев, Данила Козловский, Сергей Бобза
В ролях
Данила Козловский, Елизавета Боярская, Владимир Селезнев, Игорь Войнаровский, Наталья Анисимова, Паулина Андреева, Надежда Звенигородская и др.
Премьера в РФ
21 января 2016

Сюжет

Никита и Афина веселые, современные молодые люди, с которыми зрители знакомятся при их первой встрече. Но вот сюжет картины будет развиваться не на фоне стандартной любовной истории. Этот фильм о том, как Никита будет пытаться всеми возможными и совершенно невозможными способами вернуть ту, без которой, по его мнению, он не способен существовать. А вот что об этом думаем сама Афина, мы узнаем только ближе к финальным титрам.

Ответственные за кадром

Павел Руминов в очередной раз пытается покорить коммерческое кино. Реконструкция ужастика, «Мертвые дочери», уже была. Игра в театр, «Обстоятельства», тоже прошли незамеченными. Как и его последний фестивальный хит «Я буду рядом», испорченный новой болезнью российского кинематографа. Версий фильма было две: телевизионная и кинотеатральная. Вторая оказалась совершенно не рабочей. Но Павел оказался не из пугливых и вновь, получив небольшой бюджет от Фонда Кино, пошёл на эксперимент. Взяв стандартное количество киноингредиентов, он смешал смелый коктейль: традиции романтических комедий, на которых выросло не одно поколение зрителей, и своё видение этих традиций.

Благодаря большому жизненному опыту и пониманию, как должно развиваться действие в картине, Руминов сам пишет сценарии к своим фильмам. Это идеально сочетается с его непростой режиссурой, выстраиванием истории и героями, которым нужно немного больше времени, чем обычно, для раскрытия себя перед зрителями. Персонажи и диалоги – главные плюсы его проектов. Не забывает Павел и о современных тенденциях: здесь вам и стендапы, и модные заведения, и технические навороты и сами герои - не обыватели, а многосторонние личности с интересными увлечениями. Как сейчас модно - не сидеть по вечерам дома. Основывается же он при этом на классических обстоятельствах, ситуациях и понятных зрителям эпизодах как будто нашей жизни. Чего только стоит подработка Афины в студии звукозаписи: эта пара заурядных сцен изрядно посмешит публику, хотя по сути покажет, что на самом деле творится во время записи рекламных роликов.

Главное, что для себя решил Руминов, – нестандартное мышление во всем. Поэтому его история от обратного. Всё, к чему мы привыкли в романтических комедиях, будет пропущено как будто через кривое зеркало. Всё, кроме сути - всем хочется любви. Итогом этого нестандартного мышления стал финал: развязка вышла у Руминова очень современной и не похожей на другие финалы романтических комедий. Открытость, честность и желание поделиться своим счастьем и болью с близкими, пожалуй, главные вещи, о которых говорят создатели. И грустные выводы, которые с экрана говорит герой Козловского, почему-то оказываются созвучны выводам, которые мы делаем сами в своей жизни. При этом с такой же прямолинейностью Руминов сообщает всем зрителям отличную новость: если вы не умерли от расставания в первую ночь, скоро вам снова захочется любить.

Ответственные в кадре

Данила Козловский решил отойти от серьезных образов, которые нас ждут в ближайшее время в «Викинге» и «Экипаже» и сыграл простого, реального парня, немного увлекшегося копированием Де Ниро, но это даже к лучшему. Пусть копируют великих, чем будут заполнять вакуум кадра отсебятиной и прочими глупостями. От Елизаветы Боярской очень хотелось получить чего-нибудь нового, но не сложилось. Она неплохо справилась со своей небольшой ролью, но как-то запомнить её героиню вряд ли получится. Всё-таки «Статус: свободен» - это бенефис Козловского. С Натальей Анисимовой и Паулиной Андреевой ситуация сложнее. Их роли могли сыграть многие молодые актрисы. Но Анисимова, являясь музой Руминова, добавила проекту своей безбашенности, а Андреева наконец-таки продемонстрировала хоть какие-то актерские задатки, жаль, что пока только в одной сцене.

Владимир Селезнев из недавней «Пиковой дамы. Черный обряд» нашел проект, который позволит ему запомниться массовому зрителю. Актеру очень подходят образы интеллигентных героев с необычной внешностью, в которых могут крыться непознанные эмоции, чувства и желания. Игорь Войнаровский, которого мало кто узнает после «Стиляг», играет типичного друга главного героя. Дураковатого, но верного. Войнаровского сложно узнать, он сильно потерял в весе. Зато легко запомнить: он может с уверенностью застолбить за собой этот образ еще на парочку проектов.

Прочие обстоятельства, о которых нельзя умолчать

Действия и перемещения героев в картине поясняет закадровый голос главного героя. Этот приём в слегка исправленном варианте Руминов, кажется, перенял, когда снимался у Анны Меликян в короткометражке «Про любовь 2». Сначала он его использовал в своем коротком метре «Мы - бензоколонки», а сейчас разыгрывает эту карту в полном метре. Как будто это единственно правильный метод донести до зрителей свои мысли.

Оператор Антон Дроздов очень здорово снял Москву. Некрасивую, обычную, но уже ставшую родной и любимой. Такую, какой её видят многие жители столицы, и не важно, как давно вы здесь живёте.

Довольно-таки «взрослый» рейтинг у картины, +16, появился не из-за сцен сексуального содержания, как многие могут думать про ромком, а из-за манеры героев выражать свои мысли. Вступительного слова на премьере «Статус: свободен» было достаточно, чтобы понять, эта манера речи самого Павла Руминова, которой он наделил своих персонажей. Данила Козловский полностью копирует её, во время своих стендапов.

Продактплейсмент в картине приближается по качеству исполнения к проектам братьев Андреасян. Создатели «Статуса» не боятся использовать в кадре под монолог главного героя все, что позволит окупить часть затраченных на фильм средств.

Смотреть однозначно стоит. Давненько у нас не было таких картин, во время которых хочется смеяться, плакать, как и герои проекта сходить с ума и находить свою зону комфорта. Да, не все кинотрюки удалось исполнить чисто, а Руминов вновь заигрался в "кино для себя» и протягивает свои длинные руки к мировому кинематографу, но исключительно своим любимым образцам. Зато картине, как и предыдущим работам Руминова, присущи отменный лайтовый саундтрек и интересный монтаж, которыми чаще всего занимается сам Павел.

Финал

«Статус: Свободен» - современное высказывание одного человека о любви, жизненных ценностях и том, как нам всем сложно переживать расставания. Проект переполнен идеями и желанием автора засунуть в эту короткую историю всего, да побольше, чтобы показать, насколько он, Павел Руминов, талантливый, многогранный, начитанный, насмотренный и просто человечный автор. Зато актеры смогли выйти из своих уже приевшихся образов, Москва поддержала их своей неповторимой атмосферой с вечными пробками, а музыка позволила расслабиться и получить удовольствие от просмотра.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо