Ты посмотри, что происходит-то (с)

Смех и слезы, именно этими словами можно выразить первоначальное отношение к тому, что наши сняли кино о супергероях. Нам бы в голливудских разобраться! Которые в отсутствии свежих идей, уже начинают молодить друг друга, пытаясь доказать, кто из них героичнее. Российских кинематографистов пока такие темы не волнуют, им главное зародить интерес и начать всё с истории становления, попробовать нащупать возможные варианты продолжений, спин-оффов и телевизионных сериалов. Продюсеры «Супер Бобровых» давно нашли работающую формулу проектов для сериалов на тв, таких как «Кухня», которые продолжают увеличивать количество зрителей, несмотря на то, что здравый смысл закончился давным-давно. Тем интереснее, какую формулу они вывели для своего полнометражного проекта «Супер Бобровы», который вполне можно было бы превратить в сериал.

Жанр
Комедия, семейный, сатира, драма,
Страна
Россия
Режиссер
Дмитрий Дьяченко
Продюсер
Эдуард Илоян, Виталий Шляппо, Алексей Троцюк
В ролях
Павел Деревянко, Оксана Акиньшина, Роман Мадянов, Ирина Пегова, Владимир Толоконников и др.
Премьера в РФ
17 марта 2016

Синопсис

Бобровы – обычная российская семья со своими тараканами, при этом все стараются держаться вместе, пока не появится вариант получше. А тут как раз на дом падает метеорит, и у всех обитателей + одного гостя в виде жениха одной из дочерей, проявляются сверхспособности. Теперь Бобровы могут почти все, но только когда находятся недалеко друг от друга.

Ответственные лица

Режиссер Дмитрий Дьяченко не открыл широкой публике «Квартет И», но помог им создать самые известные и успешные их картины. Ещё на его счету самая грустная новогодняя картина прошлого года – «Страна чудес», с их же непосредственным участием. Дьяченко вообще один из немногих современных российских режиссеров, который умело сочетает работу в кино и на телевидении. Ему удается создавать на экране современное кино, со своими особенностями, но при этом с рабочими сюжетами, дорогой картинкой и узнаваемыми лицами. Он четко понимает границы своих возможностей и так же ясно отражает возможные ошибки при работе с разными форматами. «Супер Бобровы» для Дьяченко - это еще и полноправный дебют в фантастическом жанре, благо сочетается он здесь с хорошо знакомыми режиссеру комедией и семейными тяжбами.

Считайте меня субъективным, но мне нравится стиль повествования в сценариях Михаила Местецкого. Ему удаются простые истории с изюминкой, и здесь он сделал то, чего у заграничных коллег обычно не выходит. Местецкий сочинил историю проблемной семьи, а суперспособности здесь просто для накала страстей. Алексей Казаков, сочинивший до этого все хиты Жоры Крыжовникова, населил мир Бобровых суровым российским реализмом и несколько более фривольными шутками и ситуациями, чем это нужно в семейном кино.

И снова всего: событий, персонажей, монологов, показалось слишком много. С выданными способностями тоже дела обстоят по-русски: они вроде есть, но используют их крайне бестолково. И если приглядеться повнимательнее, можно понять: каждая способность - это логичное продолжение личности героя. Однако авторам удалось написать историю так, что «Супер Бобровы» не выглядят жалкой пародией или попыткой сыграть на чужом поле. В итоге фильм получился очень самодостаточным, интересным и в конкретной, понятной позицией создателей.

Лица проекта

Удивительно, но факт, в «Супер Бобровых» собрались актёры, которые в своих других фильмах частенько раздражают. А тут им удаётся играть. Павел Деревянко неплохо солирует, но в компании его актёрские способности расцветают, при этом иногда он выдает только ему понятные эмоции. С мотивацией и восприятием реальности у героя тоже местами возникают сложности. Роман Мадянов получил наконец-таки возможность вылезти из костюмов и галстуков чиновников разных уровней. Актер кинулся в эту возможность с головой и отыгрывает «правильного» отца семейства достойно и со знанием дела.

Даниил Вахрушев, несколько доставший своим образом молодого рэпера, отошел от затасканного имиджа и управляется с собаками, как будто всю жизнь этим занимался. Владимир Толоконников, вообще странный и не очень приятный субъект, получил аналогичную роль и на экране. При этом у него получился один из самых смешных образов, когда-либо появлявшихся на российских экранах: понятный и знакомый каждому зрителю. А главное, совершенно неоднозначный, с внутренней трагедией, которая добавляет трагикомичности всему фильму.

Вторым похожим персонажем стала героиня Ирины Пеговой. Тоже клоун с грустным лицом. Но выданная ей суперспособность вызывает у зрителей в первую очередь смех и отвлекает от уже имеющихся человеческих проблем. Оксана Акиньшина и вовсе вспомнила времена «8 первых свиданий», она живая, смешная и, кажется, сыграла одну из своих лучших ролей.

Дополнительно

Да, супергерои сейчас как никогда актуальны, и пока «DC» воюет с «Marvel» за мировых зрителей, у нас действительно могут появиться свои национальные герои. Правда пока что их создают с оглядкой на Запад. А прикрыть эту оглядку пытаются, сняв те же самые сцены посмелее, поагрессивнее или посмешнее, с их точки зрения. Да, если Джессика Альба в «Фантастической четверке» только делает намек на обнаженку, то у нас хотя бы статистку Оксаны Акиньшиной хотя бы сзади, но раздеть нужно. И без погони никуда, даже если сюжетно она не нужна и истории в проекте и так хватает. Вот и думай: то ли спецэффекты в России стоят дешевле, то ли застрахованных машин у продюсеров слишком много. В общем, все бы хорошо, но меры не хватает.

Без уже ставшей всюду и всегда необходимой фразы «мы все умрем» здесь тоже не обошлось, хоть и заканчивается она вопросительным знаком. То есть герои не собираются заканчивать свой жизненный путь, просто интересуются возможными вариантами развития сюжета.

А вот к музыке хочется придраться. Кто сказал создателям, что в российских народных проектах, особенно комедийного толка, нужно использовать только самую популярную, а значит заезженную музыку? Всё, кроме «Капитала» «Ляписа Трубецкого», кажется тут надуманным. Да и то, эту композицию оправдывает лишь фигура сценариста Местецкого, который, кажется, всегда найдёт место для своих любимых групп.

Выводы

«Супер Бобровы» - самый важный проект этого года для российского подразделения Disney: компания взялась прокатывать фильм. С супергероями прокатчики знакомы не понаслышке, а значит хорошо понимают и риски, которые они за собой влекут. Тем более, что кино получилось, сюжет захватывает, герои не картонны, но при этом знакомы, шутки в наличии и бюджет позволил не мелочится на спецэффектах. Остается, конечно, главный вопрос: зачем нам всё это нужно. Но как минимум презентацию по возможностям, правильному распределению бюджета и восприятию реальности создатели защитили на отлично. Тем более, что в трейлерах уже было видно, как метеорит упал на землю не одним куском, а сразу несколькими обломками. Так что ждем продолжений про Супер Синицыных, Супер Пшенициных и Супер Таракановых с обязательным прожиточным количеством юмора и ничуть не менее симпатичными героями.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо