Ко всем фильмам, конечно, можно применить эту фразу: либо нравится, либо нет. Но именно «На игле» или «Trainspotting» в оригинале кажется экранизацией этого определителя вкуса. Тот давний фильм Денни Бойла – как укол прямо в вену, впрыскивает дозу, от которой тебя либо вывернет наизнанку и ты больше не захочешь смотреть подобное кино, либо ты словишь такой кайф, что можно смело присоединяться к четвёрке торчков из Эдинбурга. И лично я до сих пор не могу сама себе объяснить, почему мне нравится картина 1996 года. Но она определённо входит в топ моих персональных кинонаркотиков, действие которых, нет-нет, да хочется ощутить на себе.

Очевидно, Дэнни Бойл и его актёры тоже впали в зависимость от своего фильма. Иначе как объяснить, что через 20 лет они, противники сиквелов (МакГрегор не в счёт, у него особый статус), в полном составе снова с головой нырнули в продолжение истории «Трейнспоттинга». Только зависимостью. И ностальгией, которую в отличие от ломки можно и не сдерживать.

Жанр драма

Страна Великобритания

Режиссер Дэнни Бойл

Сценарист Ирвин Уэлш, Джон Ходж

Оператор Энтони Дод Мэнтл

Композитор забойный саундтрек от лучших британских рок-групп

Продюсеры Бернард Беллью, Дэнни Бойл, Кристиан Колсон

В ролях Юэн МакГрегор, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер, Роберт Карлайл, Кевин МакКидд, Кайф Фицпатрик, Келли Макдоналд и др.

Премьера в РФ 8 марта 2017 года

Выбравший когда-то жизнь со стиральной машинкой Марк Рентон решил вернуться в Эдинбург. И, кажется, я могу его понять. Когда в жизни всё идёт не так, хочется домой. Понятно, что его поступок и бегство по-кинематографичному драматичнее и весомее, но даже я без особых поводов иногда борюсь с желанием сгонять на выходные на родину, просто посмотреть, как она там без меня. А у человека реально жизнь не складывается, хотя он чист, стилен и в общем-то при деньгах, чего не скажешь о его старых во всех смыслах друзьях. Для Рентона эта поездка, как горящий тур в молодость - он давно не позволял себе так кутить, и вместе с тем визит к незримому психоаналитику - разобраться, в какой момент его жизнь пошла под откос и лучшие друзья стали лучшими врагами. По старинным улицам Эдинбурга в буквальном смысле бродят призраки прошлого. А чтобы подчеркнуть незыблемость исходного мира, несмотря на вторжение в него новых скоростей и технологий, Дэнни Бойл реконструирует самые запоминающиеся сцены «На игле».

В «Т2» Рентон уже не центральный персонаж, несмотря на то, что именно Юэн МакГрегор единственный из четвёрки вырвался в безоговорочные звёзды мирового масштаба. (И если вам кажется, что сериальная слава Джонни Ли Миллера способна поспорить с полнометражной славой МакГрегора, третий сезон «Фарго» будет вам ответом). Он лишь катализатор сюжета. Денни Бойл в этом плане довольно беспардонно обходится со своей главной знаменитостью, с которой долгое время был в ссоре, а «Трейнспоттинг 2» воссоединил не только маргинальный квартет, но и режиссёра с актёром. Но стоит оценить виртуозные пассы режиссёра и сценариста Джона Ходжа: я не заметила, как акцент с рефлектирующего и деятельного Марка сместился на безнадёжного, казалось бы, Кочерыжку.

Образ летописца истории торчков, с одной стороны, низко кланяется Ирину Уэлшу, давшему превосходный книжный материал для первого фильма и материал чуть похуже (об этом читайте в интервью Дэнни Бойла TenStars) для второго. А с другой, звонко щёлкает по носу всех нас, подросших, но не повзрослевших поклонников «На игле»: пока мы тут в Фейсбуке публикуем отретушированные фотографии своей успешной, с точки зрения социума, жизни, наш одноклассник-двоечник негромко начал жить по-новому. Без лозунгов, а по-настоящему. Юэн Бремнер даже не пытается на экране выглядеть взрослее и серьёзнее. В отличие от остальных героев, его Кочерыжка продолжает нелепо одеваться, ширяться, а его жестикуляция Буратино как будто стала ещё заметней. Но посмотрите, сколько ему досталось сольных сцен, и поймёте: перед вами не только освободившийся от зависимости от других людей персонаж, перед вами самостоятельный яркий актёр.

Самая простая и отчасти неблагодарная задача стояла перед Робертом Карлайлом: его Бэгби – олицетворение всех людей, застрявших в прошлом. Ходячий типаж, место которому в музее 90-х. Его устрашающее в первом фильме поведение в «Т2» напоминает убийственную клоунаду. А его неделикатные методы ведения дел лишь подчёркивают изящество аферы, которую за спиной у четвёрки проворачивает новая героиня.

Ну, правда, вы же не думали, что «Трейнспоттинг 2» скатится в ностальгические сопли и не даст своим зрителям драйва, погонь, преступлений и сумасбродства (и забойного саунда, но о нём я писать не умею). И вот тут как раз стоит наконец вспомнить, что вторая книга Ирвина Уэлша называется «Порно». Сам Дэнни Бойл просил не называть его фильм экранизацией этого романа, однако воспользовался указанной темой, чтобы Рентон, Саймон «Кайфолом» и его молодая (читайте: новое поколение) подружка, болгарская проститутка Вероника могли провернуть одно весьма прибыльное дельце. Ну, и, разумеется, главная интрига рождается сама собой. Чтобы возвращение домой было стопроцентным, кто-то кого-то обязательно должен кинуть.

Хотя по факту, обманул тут всех Дэнни Бойл. Обманул ярых фанатов «Трейнспоттинг», которые ждали яркого наркотического трипа под номером 2. Обманул поклонников Уэлша, которые думали, что идут на экранизацию дерзкого романа. Обманул скептиков, которые думали, что режиссёр снимал фильм ради прибыли. И обманул тех зрителей, которых трейлер фильма заставил думать, что их ждёт непрерывный угар. «Т2: Трейнспоттинг» - это такое камерное кино для своих. Просто этих «своих» у Бойла, Рентона, Кайфолома, Бэгби и Кочерыжки по всему миру – легион (тут вам снова не повредит заглянуть в интервью). Фильм о взрослении знакомых героев, чью жизнь было сложно примерить на себя в прошлом, но, оказывается, в настоящем они стали ближе и понятнее. Их инфантилизм и рефлекторное принятие обновлённой реальности похожи на то, что переживает целое поколение зрителей по всему миру. А главный наркотик, который их все объединяет – это неуёмное желание жить полноценной, яркой, насыщенной жизнью. Ведь торчать на самом деле можно на чём угодно. И лично я вместе с зависимостью от жизни выбираю зависимость от кино.

Оценка TenStars 9 из 10 Грандиозно