Либо все, либо никто (с)

Интересно, как современные кинематографисты тянутся к прошлому. Находят в нём сюжеты, героические истории. Оказывается, в начале 1952 года произошло одно из самых страшных кораблекрушений в истории США. Во время шторма сразу два нефтяных танкера начали тонуть. А небольшим группам береговой охраны нужно в кратчайшие сроки решить, кто за что будет отвечать и каким образом лучше выстроить спасательную операцию. Усложняет ситуацию, но и несколько романтизирует, тот момент, что у героев не было современных транспортных средств, мобильных телефонов и других благ цивилизации, к которым мы давно привыкли. Им приходилось руководствоваться сводом правил, своей интуицией, опытом, доверием и помощью коллег и тем, что было под рукой. А иногда даже нарушать приказы.

Жанр
История, драма, путешетсвие
Страна
США
Режиссер
Крэйг Гиллеспи
Продюсер
Дороти Офиеро, Джеймс Уитакер, Дуглас С. Меррифилд
В ролях
Крис Пайн, Кейси Аффлек, Бен Фостер, Эрик Бана, Холлидей Грейнджер, и др.
Премьера в РФ
4 февраля 2016

Сюжет

Боцман Берни Уэббер совсем не против жениться на своей девушке Мириам. Но ему не даёт покоя мысль, что из-за опасной работы в береговой охране их совместное будущее непредсказуемо. Ведь Берни не задумываясь отправится на маленьком катере в открытый океан спасать моряков. Роковая ночь, когда шторм на Восточном побережье погубил два танкера, станет испытанием чувств и мужества для пары.

Ответственные

К этой картине пытались подступиться с 2011 года. Тогда компания Дисней выкупила права на экранизацию книги, в которой авторы пытались найти причины двух крушений в 1952 году и разгадать загадку невероятной спасательной операции. Сюжет будущего фильма многократно переписывался, а режиссерское кресло занимали претенденты совершенно разного калибра. Как телевизионные постановщики, так и режиссеры средней руки. Но в итоге у руля встал Крэйг Гиллеспи. До этого он снял такие разные картины, как «Ларс и настоящая девушка» и «Ночь страха», где ему виртуозно удавалось «продавать» героев и их необычные истории. Последним его фильмом стал «Рука на миллион»: вроде как история о бейсболе, а на самом деле о людях. Продюсерам из Дисней, видимо, понравилось видение режиссера и его податливость, поэтому они с готовностью выделили ему нужную сумму на постановку «И грянул шторм».

За итоговый сценарий отвечают авторы «Бойца» Дэвида О. Рассела, им не впервой придумывать варианты развития сюжета, когда герои должны быть на первом месте, а история лишь помогает их развитию и взрослению. Персонажам и их диалогам веришь безоговорочно, что уже можно назвать большим успехом сценаристов. Несмотря на то, что сюжет в картине схематичен, об этом начинаешь задумываться только после финальных титров. Создателям удалось так элегантно закрутить саму историю, что над такими мелочами, как простота сюжета, во время просмотра и задумываться не успеваешь.

В какой-то момент, ближе к финалу, так и хочется сказать: Ну, ребята, у вас здесь, конечно, все, как в кино. А потом одергиваешь себя, вспоминая, что и правда сидишь в кинотеатре, и все происходит именно так, как и должно.

Испанский оператор Хавьер Агирресаробе, на счету которого почти сто картин, снял по-настоящему запоминающуюся историю. Все эти заигрывания с эпохой, которую зрители давно романтизируют, необычные, как будто из прошлого лица, расфокус и страшные морские сцены. Во время фильма складывается полное ощущение, что этому человеку подвластно снять все. Композитор Картер Беруэлл добавляет «И грянул шторм» театральности. Его композиции усиливают драматические моменты и усложняют самые опасные сцены картины.

Трудящиеся в кадре

Начну, пожалуй, с Кейси Аффлека, который в «И грянул шторм», ну, просто очень хорош. Надо отметить, что обе группы, как спасающих, так и тонущих героев, подобраны идеально. Им сразу же веришь, сопереживаешь и люто ненавидишь тех, кто пытается противостоять адекватным вариантам спасения. Крис Пайн старается примерять на себя различные образы, за что честь ему и хвала. Холлидей Грейнджер взяли скорее из-за несовременной внешности, уж больно хорошо она вписывается в историю тех дней, но и актрисе есть, чем удивить зрителей. Эрик Бана продолжает изображать крутых, хотя и сомневающихся командиров. А Бен Фостер вместе с весом набирает в резюме побольше интересных проектов.

Нужно обратить внимание

Со спецэффектами в картине все отлично. Но иногда возникает ощущение, что не везде хватило бюджета. В некоторых моментах уж очень хочется придраться: видны «мультики», рисовка. И как бы создатели ни старались, это немного упрощает и портит впечатление от картины.

Конечно, если перед вами стоит выбор, в каком формате посмотреть «И грянул шторм», я скажу, что нужно идти в IMAX. Потому что именно благодаря его возможностям зрители полностью погружаются в историю, как в бесконечные и холодные волны океана, и еще больше переживают за героев, отзываются на каждое движение волны.

Но есть в этом эпическом полотне о героизме пара смешных моментов. Например, как кинематограф влияет на пересказ реальных историй. Т.к. «И грянул шторм» все-таки полнометражное кино, а не сериал, авторам пришлось показать все лишения, проблемы и ужасы, происходящие с героями, по дороге к танкеру, а вот обратный путь пронёсся как будто во сне. Вспоминается история с экранизацией Д.Р.Толкиена, где герои долго и с приключениями шли в одну сторону, а обратно возвращались на орлах.

Прошу, не уходите из кинозала раньше времени. Ведь одним из самых интересных моментов в таких проектах бывают титры, где нам обычно показывают фотографии реальных участником событий. В случае с «И грянул шторм» титры окунают в настоящую хронику: с фотографиями, газетными вырезками и небольшими рассказами, как прошла дальнейшая жизнь этой команды

К чему я все это

«И грянул шторм» - картина, от которой поначалу совершенно ничего не ждешь. Но авторы так приятно и главное уверенно убаюкивают внимание зрителей, пока знакомят их с основными персонажами, что дальнейшие события воспринимаются резче и драматичнее, чем можно было бы себе это представить. А благодаря 3D, IMAX и стилизации, придуманной создателями, фильм выходит за рамки ожиданий и смотрится до финальных титров на одном дыхании, несмотря даже на то, что сеанс длится почти два часа.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично