У нас у всех работа такая, тебя защищать (с)

Лично я всегда выделял франшизу «Голодные игры» из множества экранизаций молодежных антиутопий. В первую очередь потому, что перенос книги на экран в самых ключевых моментах совпал с тем, что я представлял при прочтении книг Сьюзан Коллинз. Первая часть триумфально открыла ворота в мир Панема, Капитолия, дистриктов и жатв. Она подарила зрителям старую идею кровавых игр в прямом эфире, но в новой одёжке и с женским лицом. Вторая, «И вспыхнет пламя», усложнила взаимоотношения героев и положила под их поступки какой-то социальный смысл, а так же показала Панем еще более масштабным, жестоким и ярким. «Сойка-пересмешница. Часть I» перестала быть бойней и в какой-то момент просто потеряла сюжет, устремившись к идеалам драматическим, развитию войны между дистриктами и Капитолием. И вот четвертая часть должна поставить точку в революции, любовном треугольнике и попрощаться с фанатами так, чтобы все остались довольны.

Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II

Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II Трейлер и обзоры Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II

Режиссер
Френсис Лоуренс
В ролях
Джеффри Райт, Джулианна Мур, Стэнли Туччи, Дональд Сазерленд, Элизабет Бэнкс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Вуди Харрельсон, Филип Сеймур Хоффман, Дженнифер Лоуренс
Премьера в РФ
19 ноября 2015

Китнисс Эвердин и Питт Мелларк продолжают работать символами вспыхнувшей революции. Умелая пропаганда и тщательно спланированные боевые действия позволили повстанцам вплотную подобраться к Капитолию. Единственной целью главных героев становится президент Сноу, которого они собираются убить в его дворце во время прямой трансляции патриотических роликов.

Режиссёр Фрэнсис Лоуренс, известный широкой общественности по картинам «Я - Легенда» и «Константин: Повелитель тьмы», уже пытался залезть на территорию драматически-романтических лент. Таким экспериментом стала экранизация «Воды слонам». Картина прошла незамеченной. С франшизой «Голодные игры», для которой режиссер поставил три части, не считая первой, произошла банальная история: к финалу от Лоуренса в проекте не осталось ничего, кроме качественной дорогой картинки и уместно подобранного музыкального ряда.

Судя по всему, Сьюзан Коллинз не ожидала, что её история выстрелит. Иначе как объяснить, что две книги из трёх кажутся вымученными. И если «И вспыхнет пламя» еще обладает какими-то оригинальными ходами и желанием автора что-то дать своим зрителям, то финал трилогии – чистейшей воды издевательство. Я читал книгу несколько месяцев, что мне не свойственно. Все, что в ней было, это невыносимо долгие путешествия героев, невнятные смерти и финал, который оставил читателей скорее счастливыми от того, что «резня» их глаз и мозга наконец-таки закончилась, чем радость за героев, которые смогли обрести покой, хоть и в крайне урезанном составе.

Литературную основу Коллинз поручили адаптировать Питеру Крэйгу, ответственного за «Город воров», и Питеру Стронгу, благодаря которому мы уже второй сезон наблюдаем за семейством Лайонов из сериала «Империя». Главное, что они сделали незамедлительно, это сократили количество сюжетных линий и персонажей. Им бы еще сопливости поменьше и действия сюжета разнообразить, и качественный финал бы тоже не помешал. Тогда «Сойка-Пересмешница» могла бы запеть совсем по-другому войти в историю кинематографа как самый проработанный, удачный и желанный проект из всех экранизаций подростковых романов начала 21 века. Но этого уже не случится.

Главные герои, как и почти в любой подобной экранизации, являются основной проблемой проекта. Дженнифер Лоуренс, заработав премию, Оскар и неплохие гонорары, продолжает отрабатывать ранее подписанные контракты, а её героине как и прежде не хватает внутренних монологов. Оба её «щеночка», Лиам Хемсворт и Джош Хатчерсон, совершенно не понимают, что от них требуется. Поэтому пока молчат, на них еще можно смотреть, при разговорах терпеть, а вот когда они начинают играть любовные линии, надо незамедлительно бежать, чтобы не видеть этого позора. На их фоне живущий на экране, но отнюдь не играющий Сэм Клафлин и секундная Джена Мэлоун отрабатывают своих героев гораздо ярче. Они запоминаются, им хочется сострадать и переживать за их будущее.

А харизматикам, к сожалению, на этот раз достались и вовсе минутные появления. Герои Стэнли Туччи, Элизабет Бэнкс и Вуди Харрельсона появляются здесь только из-за настойчивых требований фанатов серии включить и расширить их образы в финальной картине. При этом каждое их появление оживляет картину.

Джулианна Мур умудрилась ко второму фильму растерять всю свою харизму, зато частично компьютерный Филип Сеймур Хоффман и незадачливо откинутый на задний план Дональд Сазерленд замечательно и убедительно отыгрывают свои образы.

Джеймс Ньютон Ховард написал саундтреки ко всем «Голодным играм», почти к каждой картине Фрэнсиса Лоуренса и «Темному рыцарю» Кристофера Нолана. Он просто не мог сфальшивить здесь. Композитор создал поистине невероятные мелодии, каждая из которых пронизывает и одушевляет персонажей картины. То есть музыка делает то, чего так и не смогли сделать актеры. Благодаря саундтреку фильм хочется досмотреть и уж точно дослушать до конца, ведь только он и пытается исправить все то, что остальные так и не смогли.

После просмотра 3 и 4 части фильмов серии «Голодные игры» можно уже с уверенностью говорить о том, что разделение одной книги на два фильма принесло создателям лишь финансовую выгоду. У команды продюсеров, сценаристов и режиссёра не получилось найти баланса между драмой и экшном, чтобы и того, и другого было достаточно в обеих частях. В итоге просмотр финальной «Сойки-пересмешницы» свёлся к тому, что зрители будут сидеть до конца из чувства долга. Надо же уже завершить эту историю.

Финал франшизы мог бы быть любым, все равно хуже книги снять фильм почти невозможно. И вторая «Сойка-Пересмешница» действительно стала гораздо быстрее в плане развития сюжета, но собрала в себе все самые неудачные параллели с остальными экранизациями подростковой литературы. Отдельное спасибо стоит сказать за более-менее логичную развязку любовного треугольника. (Но эту фразу вписала шеф-редактор: ей понравилось, а я с ней решил не спорить).

В общем, что получилось, то получилось. Картина вышла масштабной, хоть и несколько нестабильной. Масса экшна и сложная для восприятия личная драма Китнисс переходят все границы дозволенного. Основным плюсом всего этого является то, что пока нас за углом не поджидают еще 12 фильмов о Голодных Играх, хотя уже ходят слухи о каких-то спин-оффах. Спасибо, Лоуренсы, Хатчерсон и Хемсворт + братия отличных актеров за приятно проведенное время, ждем вашего раздельного появления на большом экране вновь. С надеждой на то, что новые картины окажутся оригинальнее и качественнее этого нелепого и, давайте уж говорить правду в лицо, скучного завершения трилогии Сьюзен Коллинз.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально