Я поймал его, он просто еще не знает об этом (с)

Немногие картины могут похвастаться культовым статусом еще на этапе их создания. «Выживший» стал событием задолго до выхода в прокат. Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, не дождавшись окончания наградного сезона 2014, благодаря полученным отзывам, сборам и призам за «Бердмена», принялся за реализацию новой идеи. Получив немалый бюджет, он выбрал живую природу вместо надоевших ему декораций и отправился на площадку со съемочной группой и актерским составом во главе с Леонардо Ди Каприо и Томом Харди. Еще не догадываясь, что все съемочные сроки будут превышены, бюджет увеличится, а все участники будут называть время, проведенное на площадке, самым сложным и важным в их карьерах.

Выживший

Выживший Трейлер и обзоры Выживший

Жанр
Приключения, Драма
Страна
США
Режиссер
Алехандро Гонсалес Иньярриту
Продюсер
Стив Голин, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Дэвид Катер
В ролях
Лукас Хаас, Уилл Поултер, Донал Глисон, Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Пол Андерсон, Брендан Флетчер, Брэд Картер, Кристоффер Йонер, Кори Грим
Премьера в РФ
7 января 2016

Сюжет

Первая половина девятнадцатого века, северо-запад Америки, индейцы нападают на трапперов, добывателей пушнины. На этом проблемы группы выживших охотников не заканчиваются. На одного из лучших следопытов нападает медведь. Отряд не может себе позволить так медленно передвигаться и по решению капитана Генри с тяжело раненым остаются трое добровольцев. Им велено дождаться смерти товарища, похоронить его со всеми почестями и тогда по возвращению в форт их ждет денежная награда. Но всё складывается иначе. Один из охотников убивает сына следопыта, а второго подговаривает уйти побыстрее в форт, чтобы их, не дай бог, не обнаружили индейцы. Герою же удается обмануть смерть, и он отправляется в путь боли, лишений и мести, чтобы отомстить за себя и сына.

Небольшое историческое отступление

Реализовать проект пытаются с начала двухтысячных. Автор «Игр разума» и продюсер «Мистера и миссис Смит» Акива Голдсман купил права на экранизацию еще не опубликованного романа Майкла Панке, после чего сценарий «Выжившего» многократно переписывался. В режиссерском кресле успели отметиться создатель оригинального «Олдбоя» Пак Чхан Ук, режиссер «Самого пьяного округа в мире» Джон Хиллкоут и Жан-Франсуа Рише, чьим главным успехом считается постановка дилогии «Враг государства № 1». А главную роль примеряли на себя Сэмюэль Л. Джексон, Кристиан Бейл и многие другие известные и не очень актеры. Его антагониста должен был взять на себя Шон Пенн. Но графики начала съемок постоянно двигались, с той же скоростью менялись и участники съемочной группы. Однако как только к проекту присоединился создатель «Бьютифул» и «Вавилона», проект стал складываться сам собой. Иньярриту удалось привлечь продюсеров, актеров и оператора Эммануэля Любецки, которые так поверили в проект, что пережили с главным вдохновителем все лишения, проблемы и сложности, доведя фильм не просто до проката, а до такого уровня качества, который мало кто сможет оспорить.

Причастные

Алехандро Гонсалес Иньярриту снял самый важный и необычный фильм сезона. Главное, что интересно в работах режиссера, они всегда разные и не похожи на предыдущие проекты. Иньярриту постоянно находится в поиске и экспериментирует направо и налево. Здесь он взял за основу самый неоднозначный жанр – вестерн, который давно потерял доверие и интерес зрителей. Если бы у проекта не было столь сильного и умелого режиссера, вряд ли бы «Выживший» получился таким амбициозным, сильным и важным для современного кинематографа. Ведь картина показывает, что кинематографисты могут брать любую неказистую и длинную историю, создавая на её основе картину, которая после выхода в прокат и наградного сезона войдет в историю кино как один из самых многострадальных, сложных и ставящих искусство выше остальных забот, нужд и проблем. После просмотра начинают мучить вопросы, как режиссер смог довести до конца этот фильм, как ему вообще удалось это все снять?

Книжная основа и сценарий

Не знаю, насколько известна история Хью Гласса в Америке, изучают ли её в школах наряду с рассказами о золотоискателях. Но авторы и кинематографисты просто не могут выпустить эту историю из своих цепких лап. Одним из последних её переписал Майкл Панке. Его книга - это скорее художественные домыслы истории, которая сохранилась до нашего времени. Автору нравится копаться в предысториях героев, красоте природы и подчёркивать, как важно героям спасти свои жизни, а значит они будут отчаянно сражаться за них. Всего, что он умудрился наваять, хватило бы на большой телевизионный фильм или несколько сезонов сериала какого-нибудь канала на подобие HBO. Иньярриту же сделал главное: он выбрал важных для него героев, придумал для них пару фраз, которые бы раскрывали их перед зрителями, но не занимали бы много времени. Для самого Гласса режиссёр придумал сына – мотивацию, которая оправдывает самые жестокие действия главного героя. Ведь желание просто вернуть своё ружье зрители не простили бы. Сценарий туго стягивает историю, упрощает её, уменьшает и позволят основному сюжету развиваться на экране без помех. Он даёт проекту возможность стать не пересказом книги, а индивидуальным художественным переложением. Не забыл режиссер добавить в проект любимых им метафор, религиозных вопросов и шекспировских страстей, флэшбеков и своеобразных чистилищ, которые переходят у него из картины в картину в разных вариантах и количествах.

Съемка

Говоря о «Выжившем», просто невозможно не остановиться на гении Эммануэля Любецки. Он и из скучной и простой «Гравитации» делает хит, из сложных проектов Терренса Малика способен сделать прокатный фильм, а с картинами Иньярриту и вовсе творит чудеса, превращая их не просто в умные и важные высказывания, а в настоящее пиршество для глаз, которое хочется повторить сразу же после выхода из кинозала.

С «Выжившем» я задался вопросом, можно ли создать еще более длинные кадры? Они у Любецки просто бесконечные, несмотря на то, что в данном случае они совершенно не ограничены стенами театра и устройством города. Оператор применяет уже хорошо знакомую зрителям безмонтажную съемку, специфические повороты камеры и длинные планы. Складывается ощущение, что у всех героев есть свои камеры, благодаря которым зрителям удается побыть в шкуре каждого персонажа. Но никакой субъективной камеры, ни в коем случае. При этом Любецки, как и Иньярриту, не отдаёт кому-то предпочтения и не цепляется за частности, они вместе рассказывают историю целиком.

Благодаря Любецки, Иньярриту общается со своими зрителя больше визуальным рядом, чем словами. Создатели добиваются какого-то совершенно нереального уровня восприятия происходящего. Как и у Тома Тыквера с его «Парфюмером», у Иньярриту можно понюхать, прочувствовать и буквально потрогать рукой все, что появляется на экране. Это нельзя назвать следующим шагом после 3D, это скорее протаптываемая тропинка: здесь вам и запотевший экран, и жестокость, боль, страдания и драматизм просто рвутся с экрана на зрителей.

О красоте природы и качестве съемки можно и не упоминать. Любецки не умеет снимать некрасиво или вторично.

Актеры

Леонардо ДиКаприо бросил ради «Выжившего» множество проектов. И не зря. Здесь он добился какой-то совершенно недоступной и недосягаемой степени выживания в роль и актёрской игры. Добился так любимой киноакадемиками невероятной степени физического и внутреннего перерождения персонажа. С каждой новой картиной он все больше раскрывается перед зрителями, даже если это не «Оскар», не важно, зато публика получит один из самых важных образов года, на разборе которого можно выстраивать целые диссертации.

Никакие Рэмбо, Марки Уотни и другие «выжившие» не идут ни в какое сравнение с тем, что пережил Хью Гласс.

Авторы поделили шрамы Гласса между главными героями-обидчиками. Создатели делают все, чтобы зрители возненавидели героя Тома Харди. Так что актеру есть, что показать публике. Ему удается создать образ, но ничего нового или интересного Харди на экране не создает.

Донал Глисон в этом году превзошел себя. В каждом проекте, где он появляется, ему удается запомниться и отыскать путь к зрителям. Здесь поначалу он кажется хорошим, профессиональным актером второго плана, но не более. Ближе к финалу Иньярриту дает актеру возможность раскрыться.

Основная проблема истории, сценария, книги и фильма в том, что героям не хватает мотивации. Гласс и его враги живут в нечеловеческих условиях и по своим только им понятным правилам. Когда один эти правила нарушает, его наказывают. Но нам, сидящим в мягком кресле кинотеатра в центре города, это не всегда понятно. Здесь же стоит отметить и животных. Они здесь хоть и нарисованы, но на очень качественном уровне. Никаких претензий к ним нет. А известный благодаря некачественной работе журналистов медведь, который буквально раздирает героя ДиКаприо на экране (и только) вовсе сделан на каком-то нереальном уровне четкости и фактуры.

Тонкости

Субтитры – единственный возможный вариант просмотра фильма «Выживший». Сценарий Иньярриту не балует зрителей диалогами, но те, что есть, так важны для понимания истории, что ни в коем случае нельзя доверять дубляжу. Возрастной рейтинг у картины очень серьезный – 18+. Но это полностью оправдывается, точно так же, как и потраченное на просмотр картины время. Создатели добились невероятной степени реалистичности в самых жестоких сценах, при этом они не наслаждаются этим, как, например, делает в своих картина Квентин Тарантино. Для создателей «Выжившего» главное показать, что это не сказка и не выдумки, а настоящая история. Да, с художественными приемами и доработанными сюжетными линиями, но правды уже никто не узнает, пока мы не придумаем машину времени. Реальные герои давно отправились путешествовать в мир иной, а кино не обязано быть дословным пересказом, все-таки Иньярриту не документалист.

Вывод

«Выживший» - великолепный пример литературной адаптации. Создатели много переделали и вывернули историю на нужную им сторону. Благодаря саундтреку, актерским работам и операторской выносливости картина стала одним из главных сюрпризов и оправданным ожиданием 2016 года. Иньярриту и его команда доказали, что можно снимать зрелищные, но смысловые фильмы, не останавливаясь на отдых, главное - желание творить, сила духа и люди, которые способны понять и поддержать затею. Дочитывайте выводы и бегом в кино, такое нельзя пропускать. А любые попытки посмотреть фильм дома могут привести к неправильному восприятию картины и разрушению всех идей, заложенных создателями фильма.

Оценка TenStars 9 из 10 Грандиозно