Иногда счастье в незнание (с)

Каждая ли мечта сбывается? А сколько их у нас за жизнь накапливается? Вряд ли мы часто думаем об этом, но вспоминая, частенько негодуем и ворчим о том, как все могло бы быть, поступи мы в ответственный момент по-другому. Рустам Ильясов в картине «Вакантна жизнь шеф-повара» предлагает пофантазировать вместе с героем Петра Федорова, что же все-таки может произойти, если человеку предложить поменяться с кем-то местами, естественно на очень выгодных условиях. Создатели картины задаются правильными вопросами и даже предлагают на некоторые из них дельные ответы, но почему именно на этот фильм стоит, попробую ответить я.

Жанр
Драма, триллер, фантастика
Страна
Россия
Режиссер
Рустам Ильясов
Продюсер
Федор Попов, Владимир Малышев
В ролях
Пётр Фёдоров, Виктор Вержбицкий, Вильма Кутавичюте, Алексей Колубков, Софья Райзман и др.
Премьера в РФ
10 марта 2016

Синопсис

Супружеская пара расстается на три дня. Лена уезжает на выставку кошек, а Андрей получает несколько суток свободы и в первый же вечер попадает в странное место под вывеской фотоателье. Там загадочный администратор предлагает ему невиданный аттракцион - несколько дней побыть в шкуре другого человека. Андрей быстро принимает решение и соглашается. И поначалу даже получает удовольствие, но решив вернуть все обратно, герой сталкивается с неожиданными сложностями, которые переворачивают его жизнь до такой степени, что он перестает понимать, где вымысел, а где же все-таки реальная жизнь.

Создатели

«Вакантна жизнь шеф-повара» - не первый успешный пример выпуска дипломной работы в качестве полнометражного режиссерского дебюта. В уже далеком 2003 году на российские экраны вышла картина «Бумер», запустившая карьеры большинства участников проекта и режиссера Петра Буслова, ныне одного из самых успешных постановщиков нашей страны.

«Смело и со смыслом», - говорит в одном из эпизодов «Вакантной жизни шеф-повара» герой. И это лучшие слова, какие только можно придумать, чтобы охарактеризовать проект. Без лишних слов с первых минут картины становится понятно, что для Рустама Ильясова эта картина – мечта, заветная цель, к которой он шел не один год. Благодаря серии короткометражек начинающему режиссеру удалось отработать свой стиль и понять, как лучше всего переносить задуманный сюжет на экран. Несмотря на то, что «Вакантна жизнь шеф-повара» первоначально планировалась короткометражкой, его оказалось довольно легко развить до полного метра.

Режиссер, основываясь на классической бытовой фантастике, той самой на которой выросли наши родители и мы, написал толковый, цепкий и фактурный сценарий, где герои рассуждают на вечные темы, но понятным современным языком. Героям «Вакантной жизни шеф-повара» присуще специфическое чувство юмора и постоянное преследование различными передачами о душе и разуме, которые заполонили радио и тв в мире картины.

Рустам Ильясов сочетает в своем проекте несколько жанров, но при этом четко понимает, какой тут ведущий, как с этим разнообразием работать и за какие веревочки нужно дергать, чтобы даже самая нелепая сцена выглядела реалистичной, а сюжет не ушел в пике. Из-за чего создателям пришлось бы выкручиваться и заканчивать историю стандартными и слишком гладкими речами, а проект потерял бы свою привлекательность, ценность и непохожесть.

Конечно, можно пожурить Рустама за крайнюю неспешность в раскрутке истории и довольно длительном знакомстве зрителей с героями и правилами «игры», но таковы законы жанра: вы либо выполняете их, либо пользуетесь кастрированной частью, которая вряд ли пробьется к публике. Молодому режиссеру же удаётся главное: откопать в поросшем паутиной чулане жанр и вернуть ему жизнь. А вместе с ней, надеюсь, и зрительский интерес.

Оператору Михаилу Милашину, работавшему над последними частями франшизы «Елки» и «Призраком» Александра Войтинского, за совершенно скромные деньги пришлось создать на экране несколько с одной стороны простых, но таких разных и непохожих друг на друга миров. Первым стал тот, где обитают герои, приближенный к реальному, яркий, клубный с соседями и классическими проблемами, когда вечером некуда пойти. Кстати, присмотритесь. Там в цветных пятнах бара можно увидеть самого создателя этой кинореальности.

Другим же стал мир фантазии и видений главного героя, постоянно изменяющийся и не стабильный, такой же, как и «тела», в которые попадает по сюжету персонаж Пети Федорова. Изучив предыдущие работы Ильясова, оператор умело закручивает интригу с помощью глюков, флешбеков, преследующих Андрея. А также черно-белых моментов, когда создателям важно выделить тот или иной эпизод в жизни персонажей или яркие цветовые акценты, так любимые режиссером. Примерно те же приемы используют в своих фильмах Николас Виндинг Рефн и его последователь Райанг Гослинг в своей дебютной работе.

Композитор Артем Васильев для «Вакантной жизни шеф-повара» написал саундтрек, который еще сильнее закручивает винты в проект, завораживая и постоянно интригуя публику в зале. Это ритмичный современный, но вместе с тем психоделический набор звуков, который вторит или подгоняет работу оператора.

Актеры

Петр Федоров последним попал на съемочную площадку. Готовясь к съемкам, режиссер Рустам Ильясов и оператор Михаил Милашин видели в образе главного героя именно этого актера, но переговоры с ним затягивались, а начало съемок неуклонно приближалось. Но в итоге Петр встретился с Рустамом, и тому удалось его уговорить. Вообще, правильно сделал, потому что Ильясов оказался именно тем режиссёром, кто способен укрощать непростой характер Федорова, прижимать его прущую органику, давая ему возможность показывать на съемочной площадке по-настоящему другого человка. Петр здесь очень хорош, являясь центром истории, он ответственно подошел к игре и отражению мира героя, что помогает зрителям разбираться в сюжете и сопереживать его персонажу, как близкому человеку.

Остальные актеры, работающие на площадке «Вакантной жизни шеф-повара», в большинстве своем уже работали с режиссером на его короткометражных проектах. Виктор Вержбицкий очень хорошо умеет разделять коммерческое и авторское кино. Участвуя в проектах Ильясова, актер получает гораздо больше, чем просто гонорар – удовольствие и осознание того, что наш кинематограф существует не только ради сборов, но и для того, чтобы зрители не отупели окончательно, а имели возможность смотреть непростые, но стоящие картины.

Так и Александр Обласов и Екатерина Молоховская перешли из проекта «Замок эльфов», получившего приз как лучший короткометражный фильм на ММКФ 2013, и отыгрывают в «Вакантной жизни шеф-повара» небольшие, но важные для сюжета образы.

Александр Колубков, Виктор Проскурин и Вильма Кутавичюте не за гонорары, а ради искусства сыграли в картине, подарив создателям и зрителям невероятных героев, которые появляются на экране не так часто и много, но заставляют публику в зале верить их героям.

Особенности

В отличие от современных веяний и стандартов нашего и мирового кинопроизводства создатели картины не стали заигрывать с излишней реальностью, реализмом и кровавостью. С этим Ильясов наигрался еще на съемках своих короткометражек. «Вакантна жизнь шеф-повара» в этом плане очень интеллигентная, тонкая и по-хорошему несовременная, особенно в плане повествования.

Во время просмотра фильма возникают аналогии с картинами таких мастеров, как Мартин Скорсезе, Дэвид Финчер, Кристофер Нолан и многими другими. Что автоматически ставит «Вакантную жизнь шеф-повара» выше большинства современных российских проектов.

Выводы

«Вакантна жизнь шеф-повара» - именно тот проект, который открывает для российского кинематографа главу умного, работающего, жанрового кино. Давненько нас так не баловали визуально, звуково, актерски - все сделано на достаточно приличном уровне.

Я очень долго ждал, пока «Вакантна жизнь шеф-повара» доберется до проката. Еще в конце лета наш шеф-редактор, Вероника, вернувшись с фестиваля «Окно в Европу», очень лестно отзывалась о режиссере Рустаме Ильясове и самом фильме. В сентябре мне удалось посмотреть фильм на открытии фестиваля «Будем жить», и я долгое время жил под впечатлением от проекта. С не меньшим удовольствием я пересмотрел «Вакантную жизнь шеф-повара» на московской премьере картины. Причем этот просмотр заставил мой мозг работать еще быстрее, т.к. с самого начала стало казаться, будто авторы играют с нами, и даже первая жизнь Андрея, которая должна быть основной, возможно тоже всего лишь обман его разума.

Моя оценка бесспорно субъективная, но так со мной очень давно не играли и не влюбляли в кино. А как иногда хочется окунуться в фильм, и чтобы тебя заставляли думать, внимательно следить за тем, что происходит на экране. А не просто доводили жизнь до абсурда аттракционами или очередными случаями из чьей-то жизни.

Оценка TenStars 9 из 10 Грандиозно