Давайте его ко мне, нам как раз сумасшедшие нужны (с)

Космос снова входит в моду, причем как романтический «Космос между нами», так и привычный устрашающе жуткий, как в «Живое». На премию Оскар в этом году выдвигались реальные, хоть и несколько романтизированные «Скрытые фигуры» о космических достижениях на Земле. Российские кинематографисты не имела права отставать от этого тренда. Ведь первооткрыватели космоса жили именно в нашей стране. Сразу два крупных проекта были подготовлены ко Дню космонавтики: «Время первых» с поддержкой от Первого канала и «Салют-7» при участии ВГТРК, но Министерство Культуры и Фонд Кино волевым решением развело проекты по разным датам. «Время первых» от продюсера Тимура Бекмамбетова подтвердило своё название, заняв выгодную дату для проката - 6 апреля. Когда ещё раскрывать перед зрителями неизвестные главы истории о первом выходе человека в открытый космос?

Жанр
Драма, биография
Страна
Россия
Режиссер
Дмитрий Киселёв
Сценарист
Юрий Коротков, Сергей Калужанов, Ирина Пивоварова
Оператор
Владимир Башта
Композитор
Юрий Потеенко
Продюсер
Тимур Бекмамбетов, Евгений Миронов, Сергей Агеев
В ролях
Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Анатолий Котенёв, Александра Урсуляк и др.
Премьера в РФ
6 апреля 2017

Шестидесятые годы, между Россией и США идет Холодная война, обе сверхдержавы борются за победу в космической гонке. С небольшим опережением идет СССР, но США наступает ему на пятки. За несколько дней до старта ракеты тестовый корабль взрывается. Но советские космонавты Леонов и Белов решают рискнуть и первыми совершить выход в открытый космос. Хотя, несмотря на все их старания, в этой миссии всё пошло не так…

Понятно, что подобный проект один сценарист не вытащит, поэтому над «Временем первых» трудилась целая группа авторов. Но, к сожалению, они написали сценарий для документального фильма, а не для игрового. Все здесь настолько подробно и с серьёзной миной, что места художественной условности не остаётся совсем. Ситуацию пытаются исправить вкраплениями юмора, который по чуть-чуть раздают всем героями, но к этому моменту публика уже увязла в том потоке информации, который на неё выливают авторы картины. Не справляются с «облегчением» сюжета и флешбеки: обычно они нужны, чтобы провести связать мечты героев с реальностью, которая сбывается. Но во «Времени первых» все эти сцены не вписываются в общую концепцию проекта и только утяжеляют и без того продолжительную картину.

Фильм у ключевых актеров полностью «крадет» Владимир Ильин старший в образе конструктора Королева. Его волевые решения, монологи и то, как актер держится в кадре, помогают зрителям пережить эти немалые почти два с половиной часа. Авангард Леонтьев сыграл Юрия Левитана, который сообщал советскому народу все главные новости. Очень человечный персонаж вышел, несмотря на то, что у него буквально пара сцен.

Евгений Миронов смотрится на экране гораздо старше того возраста, в котором Леонов должен был предстать перед зрителями. Актер переигрывает, старается, рвет шаблоны, по которым публика его привыкла оценивать в кино. Его полной противоположностью выступил Константин Хабенский, который играет более опытного и взрослого пилота. Ситуация с женскими образами во «Времени первых» лучше, чем в недавнем «Ледоколе», но смысла в них все равно не очень много. Елену Панову вообще не представляют зрителям до финала, пока она не подходит к Хабенскому и публика не понимает, что эта женщина, которая так переживала за космонавтов, является его супругой.

Оператор Владимир Башта снял выдающиеся картины «Брестская крепость» и «Географ глобус пропил», а из «Времени первых» сделал очень красивое кино, хотя многие сцены в космосе иначе, как мешаниной не назовёшь. Т.к. проект изначально планировали выпустить во всех возможных форматах, то в картине присутствуют длинные детальные сцены: в одной светлячок очень активно пытается вырваться из экрана, в другой капля с отражением, где видно, что делают космонавты. Но таких эффектов маловато для проекта, который еще до выхода называли блокбастером.

Жанровый композитор Юрий Потеенко пытался создать в картине напряжение и выдавить из зрителей хоть какие-то эмоции. Но ближе к финалу его словно переклинило, и с экрана стали доносится мелодии из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана, и саундтрек так и не смог оклематься от цитат до самого финала картины.

Спецэффекты у проекта очень спорные. Космический корабль и сам космос выглядят неплохо, но при таком бюджете хотелось большего соответствия международным стандартам. Тем более, что все земные летательные аппараты настолько плохо нарисованы, что даже обидно при просмотре становится.

«Время первых» продолжает неудачную прямую вроде бы неплохих российских картин с огромным количеством «но» и претензий по демонстрации ее зрителям. Фильм слишком детальный, пафосный и перегруженно-драматичный. Зрители, увы, не сопереживают героям, да здесь особенно к этому эффекту никто и не стремится. В общем, «ни рыба, ни мясо» получилось «Время первых» и очень жаль. Ведь продвижение проекта заставляет зрителей думать, что их ждёт нечто особенное. А на деле получается обычное кино.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально