В наше непростое время, когда ежегодные крупнобюджетные фильмы киновселенной Marvel собирают в кинотеатрах аншлаги, а экранное противостояние Бэтмена и Супермена поднимает нехилый ажиотаж и вызывает немало горячих споров, как-то незаметно уже шестнадцать лет вполне себе здравствует неровная, но многими любимая франшиза про мутантов. Стабильно раз в несколько лет выходят новые Люди Икс, и хотя они и не поднимают много шума, фанаты принимают благосклонно, а те, кто не в теме, просто снисходительно пожимают плечами. Вот и на этот раз очередная часть эпопеи об Икс-Менах не стала Апокалипсисом для Marvel и DC, но на фоне остальных напыщенных супергеройских картин этого года новые похождения мутантов оказались образцовым кинокомиксом: зрелищным, развлекательным, в меру пафосным и в меру глупым.

Трейлер и обзоры Люди Икс: Апокалипсис

Жанр
Фантастика, боевик, кинокомикс
Страна
США
Режиссер
Брайан Сингер
В ролях
Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Оскар Айзек, Роуз Бирн, Эван Питерс, Софи Тернер, Тай Шеридан, Оливия Манн и другие
Премьера в РФ
19 мая 2016 года

Сложно объективно оценивать самую любимую франшизу о супергероях. Ведь для меня даже простое появление на экране знакомых мутантов уже является важным событием. Ещё бы, ведь на обложке первого купленного мною комикса красовался Росомаха, а первым просмотренным ещё в детстве марвеловским фильмом была, сами догадайтесь, какая картина от Брайана Сингера. Стоит признать, что серия фильмов о Радиоактивных Людях (как называл Людей Икс гнусавый голос Володарского на пиратских кассетах) имела свои взлёты и падения, так что назвать её «ровной» язык никак не поворачивается. Если первые две ленты стали чуть ли не современной классикой, то после того, как Сингер ушёл снимать кино про Супермена, с Икс Менами начала твориться какая-то беда. Третья картина пала жертвой режиссёрских амбиций Брэтта Рэттнера, два сольника про Росомаху оказались зрелищем сугубо для поклонников героя, а «Первый класс» продемонстрировал слишком оригинальный взгляд на персонажей, из-за чего некоторые не приняли фильм. Но, к счастью, не найдя радости на стороне, Брайан Сингер вернулся, ужаснулся от того, что наделали с его франшизой, и в картине «Дни минувшего будущего» перечеркнул всё, что происходило во вселенной за прошедшие шесть фильмов. Теперь Люди Икс официально перезапущены отцом-основателем, можно больше не придираться к многочисленным несостыковкам, а просто расслабиться и получать удовольствие.

Обещанное удовольствие гарантировано каждому, ведь Сингер как никто другой знает своё дело. Режиссёр отошёл от мрачности и серьезности старых фильмов, но при этом картина не превратилась в фарс, как большинство марвеловских блокбастеров с их шуточками и гэгами. Постановка внушительна и бескомпромиссна, а убедительные драматические сцены соседствуют с лёгкими и забавными эпизодами. В определённый момент создаётся впечатление, будто картину снимал Роланд Эммерих: новые Люди Икс в середине превращаются в настоящий фильм-катастрофу, и тем более забавным выглядит тот факт, что перед сеансом крутили трейлер «Дня независимости 2». Режиссёру также удалось создать убедительную атмосферу восьмидесятых годов – тут вам и портреты Рейгана, и соответствующая моде того времени одежда и даже герои смотрят в кино «Возвращение Джедая», делая после просмотра забавный вывод, о том, что «третий фильм всегда хуже остальных» (Сингер и здесь пнул Рэттнера).

Но главное, что следует знать о новых Людях Икс - впервые это фильм действительно о команде, а не о Росомахе и его друзьях. Наконец-то герои сражаются бок о бок и в их сотрудничестве чувствуется настоящий командный дух. По сути здесь нет центрального персонажа и практически каждый герой получил возможность раскрыться, чего в прошлых фильмах не было. При этом огромное количество представленных новых персонажей не разрушило ленту, как это случилось с третьим фильмом или с последними картинами про Человека-паука. Новых героев органично вводят в повествование, но и про старичков никто не забывает.

Если рассказывать о каждом мало-мальски важном персонаже, то не хватит страниц, чтобы их описать. Но о некоторых героях просто невозможно не сказать хотя бы два слова, как например про Магнето. Майкл Фассбендер просто шикарный актёр, и даже удивительно, как он старается ради роли в, казалось бы, простом кинокомиксе. Его герой снова балансирует на грани между добром и злом, при этом Магнето переживёт настолько серьёзное потрясение, что независимо от выбранной им стороны не сопереживать ему невозможно. Чарльза Ксавьера в фильме на этот раз показывают не так много, однако Джеймс МакЭвой с ролью мудрого наставника всё ещё отлично справляется, выдаст пару смешных шуток, а в сцене финальной битвы продемонстрирует убедительную игру. Дженнифер Лоуренс снова играет Сойку-Пересмешницу: Мистик выступает для молодых мутантов неким символом свободы и непокорности.

Кстати о юном поколении: новички вполне вписались в общий состав и в целом оказались неплохой заменой старым актёрам. Во всяком случае здесь впервые попытались раскрыть Циклопа как персонажа, да и Софи Тернер в роли Джин Грей не раздражает, хотя отделаться от образа Сансы Старк ей не удалось. Ну, и конечно Ртуть, покоривший всех в прошлом фильме, здесь снова получил шикарную сцену, на съёмки которой ушло, кстати, целых три месяца. Ах да, в фильме же ещё есть Росомаха. Куда же без него, и нет, это не спойлер, так как он успел показать свои когти в последнем трейлере. Что удивительно, даже Логана умудрились представить по-новому: тут он не крутой невозмутимый остряк, а скорее растерянный и загнанный зверь.

Но все хотят узнать, как же там заявленный в названии Апокалипсис. Трейлеры и кадры с загримированным Оскаром Айзеком обещали чуть ли не посмешище, напоминающее злодеев из «Могучих Рейнджеров». Однако, к чести актёра, стоит сказать, что Айзек не потерялся за толстым слоем грима и продемонстрировал грозного и могущественного злодея, один голос которого может повергнуть в трепет. Ему не нужно прибегать к насилию (хотя если кого-то понадобится впечатать в стену, он это сделает, будьте уверены) – люди боятся его и следуют за ним благодаря его лукавым и свирепым речам. Апокалипсис напоминает ветхозаветного бога: называет людей своими детьми и при этом в гневе хочет их истребить. Именно таким должен был быть Альтрон во вторых «Мстителях», если бы ему дали раскрыться.

Поймите правильно: это кино уж точно не без недостатков. Кто-то справедливо возвопит про множество сценарных глупостей. Но знаете, если глупостей в фильме полно, то лента рано или поздно достигнет апогея, когда после слова «Марта» или появления смазливого лица под жуткой маской зал взорвётся хохотом. Но всё дело в том, что в Людях Икс все мелкие огрехи совершенно не отвлекают от просмотра, а умелая режиссура не позволяет действию скатиться в фарс из-за ошибок сценария. Есть и другие неприятные моменты. Например, почему-то Джубили не раскрыли совсем. Зрители узнают только, что это азиатка в жёлтом пиджаке, но никто даже не вспомнит, какие у неё были способности. Или вот, хотя сценаристы не побоялись убивать персонажей, за одного из почивших героев всё-таки очень обидно: новичок раскрыться не успел, хотя герой весьма интересный (на этом и остановимся, дабы избежать спойлеров).

Но всё-таки нельзя отрицать главную заслугу «Апокалипсиса» - эта картина наконец-то стала такой, каким и должен быть фильм о Людях Икс. Мы своими глазами видим формирование команды, и сами Икс Мены предстают не крутыми бойцами, а молодыми запуганными мутантами, которых играют действительно юные актёры, а не тридцатилетние лбы. Не претендуя на нечто большее, Сингер снял отличный развлекательный блокбастер, после просмотра которого выходишь из зала довольным.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично