И это ваш план? Вы даже тупее, чем я думал (с)

Фильм «Защитники» способен стать прорывом для нашего кинематографа, а может отправить веру в него в небытие. Все-таки супергерои - не самая простая тема для нашего зрителя, ну, нет у нас американской фанбазы и нескольких поколений, выросших на историях о людях со сверхспособностями. Даже Бондарчук со своим «Притяжением» был более понятен для самой когда-то читающей страны мира. Создатели «Защитников» пошли сложным путем: они сначала выпускают фильм, а уже к нему выйдут книги, комиксы и игры о главных героях и их мире. И даже если картина не станет кассовым хитом, отбить вложения поможет сувенирная продукция. А после просмотра можно смело говорить, что картина способна найти своего зрителя, хотя и не детей, как хотелось бы продюсерам: у современных тинейджеров слишком большая насмотренность и они давно объелись заграничными приключениями сверхлюдей. А вот публика около тридцати вполне может оценить потуги российских кинематографистов сыграть на когда-то недоступном нам уровне. Главное, как ни странно, отнестись к этому фильму чуть серьезнее, как с попытке русской супергероики найти путь к массовому зрителю.

Жанр
Экранизация, боевик, фантастика, приключения
Страна
Россия
Режиссер
Сарик Андреасян
Продюсер
Сарик Андреасян, Гевонд Андреасян, Владимир Поляков
Актеры
Антон Пампушный, Санжар Мади, Себастьян Сисак, Алина Ланина, Станислав Ширин и др.
Премьера в РФ
23 февраля 2017

Бывший ученый Август Куратов, обладающий сверхспособностью управлять любой техникой, направляет свою армию на Москву, а потом планирует захватить и весь мир. Военным приходится отправиться на поиски давно списанных со счетов сверхлюдей, созданных в секретных лабораториях в сороковых годах прошлого столетия. Новая команда пытается остановить Куратова, который когда-то изменил жизни каждого её участника навсегда. Проблема в том, что он слишком хорошо их знает и знаком со всеми способностями. Получив от правительства новые костюмы и оружие, героям придется найти способ напасть на Августа исподтишка и обрети свое предназначение.

Начало у фильма – тизер, которым создатели представляли свой проект. Расширенный, с множеством заметок, появляющихся на киноэкране, о людях со сверхспособностями. Во многом правильному настрою помогает саундтрек, та самая мелодия, которая стала визитной карточной «Защитников». У проекта отличный звук, что во многом роднит его с недавним «Майором Громом», который тоже был переполнен музыкальными композициями, навеянными американскими супергероическими картинами.

Сарик Андреасян - один из немногих представителей российской киноиндустрии, кто не идёт на поводу у общепринятых стандартов. Пресс-показы его картин не проводятся, журналистов он поносит в открытую, даёт противоречивые интервью и считает, что лучшие отзывы только те, которые пишут обычные зрители. К слову, я видел все его проекты, и отмечу, что рост режиссера заметен: он постепенно уходит от тупого юмора и никому не нужных сцен к развитию героев и истории, хотя и довольно-таки медленно. Постоянный автор Enjoy Movies Андрей Гаврилов сочинил довольно-таки простую историю с секретом. Не обошелся без шаблонов и сюжетных дыр. Например, Арсус мучается и пытается посчитать, сколько еще сможет выдержать превращений, а через пару сцен просто забывает об этом. Сюжет основывается на стандартном для супергероев правиле – большая сила несет с собой еще большую ответственность. Очень не хватает проекту самоиронии и юмора, с ними бы «Защитники» смотрелись легче. А вообще, надо отметить, что возможные засекреченные проекты, оставшиеся со времен Холодной войны – тема безграничная, поэтому у создателей будет еще возможность проявить себя.

Одной из основных проблем проектов братьев Андреасян и их команды является Никита Аргунов и его студия спецэффектов. Им никак не удается выйти на высокий уровень качества своей графики и создавать продукт, способный конкурировать, а не только вызывать смех у зрителей. Хотя и их рост очевиден, все-таки есть сцены, за которые в «Защитниках» не стыдно, а медведь Арсус, когда целиком перестает быть человеком, выглядит довольно естественно.

Для презентации новых в истории российского кино персонажей актёров подобрали весьма удачно. Во-первых, это точное визуальное подтверждение идеи «Защитников» собрать воедино в кадре Советский Союз. А во-вторых, это не слишком растиражированные, но весьма интересные лица. Да, местами их движения и речь кажутся слишком простыми, но может актёрам просто не хватает опыта в работе с такими проектами? Комиксы - это всё же особый жанр. Особенно хотелось, чтобы Арсус - герой Антона Пампушного - был просто качком, а ученым стал кто-то еще. Уж очень он нелепо смотрится, когда произносит слишком заумные фразы. Валерия Шкирандо – женская версия Ника Фьюри, красиво двигается, много говорит и появляется в нужный момент. Она явно должна стать обязательным элементом в историях о Защитниках.

Комиксы как жанр слишком долго существуют, чтобы можно было придумать что-то действительно новое. «Защитники» - это яркий сборник всего, что зрители уже видели в других фильмах. Подземный штаб российских военных и способ перемещения в вагонах а-ля метро был уже в «Ночных стражах». Лер, герой управляющий камнями, выглядит лайт-версией Существа из «Фантастической четверки», Атоса из «Трех мушкетеров». Хан перемещается как Найтвинг из «Людей икс». А драматические отступления героев об их семьях - прям «Горец» с его проблематикой. Главный злодей напоминает Дэдпула. Финальная сцена - это просто конец первых «Черепашек-ниндзя». А такие полёты на трассе за самолётом создателям переснятого «Экипажа» даже не снились. Без сравнений с «Притяжением» Бондарчука здесь тоже не обойтись. Во-первых, фантастика о пришельцах в Чертанове только что взяла миллиард рублей в прокате.Во-вторых, бюджеты фильмов почти равные, а в-третьих, кино Андреасяна тоже крушит Москву, и гораздо серьёзнее, чем шарообразное НЛО Бондарчука. Но главные параллели, понятное дело, проводятся с продукцией студии Марвел. Кроме супергеройской тематики, здесь тоже есть микрофинал, который, к сожалению, взял самое худшее от Голливуда - ничего не давать зрителям, кроме стимула посидеть в кресле ещё 5 минут.Все-таки интрига с новыми Защитниками, о которых говорит героиня Шкирандо, интригует гораздо больше.

Интересно, что работу оператора Максима Осадчего можно рассматривать с двух противоположных сторон. Школа Майкла Бэя пройдена им не зря. Он снял очень красивую, яркую, но ничуть не оригинальную картинку, хотя с помощью узнаваемой Москвы смог придать фильму российского колорита. Но для таких знаковых проектов все-таки хотелось, чтобы видеоряд не просто создавал на экране альтернативный мир и боевые сцены, напоминающие уровни компьютерной игры, а помогал развитию истории и интриговал зрителей.Чтобы каждый элемент подталкивал к желанию пересмотреть и следить за продолжениями приключений «Защитников».

«Защитники» - это новая платформа, своеобразная база, с которой начнется история российского комикса на больших экранах. К сожалению, создатели слишком серьезно озвучили зрителям правила игры и законы мира, где будут разворачиваться события. Проще говоря, фильм получился чрезмерно пафосным, масштабным и дорогим. После этого будет слишком тяжело менять условия, а это было бы полезно. Юмор, необычные операторские находки и удачные актерские работы укрепили бы шансы «Защитников» на продолжение. Но главного братья Андреасян добились, доказав, что способны распоряжаться большими бюджетами и создавать собственную фанбазу на основе одних лишь ожиданий: на последнем российском Comic Com очередь за автографами «Защитников» была больше, чем на премьеру трейлера того же «Притяжения». И после фильма хочется сразу же посмотреть продолжение истории Защитников, не это ли главное? Значит, кино удалось, и жанр можно смело развивать и в России.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально